1° ... -4°, ветер 4 м/с
63.89
70.41
«Живое»: Не все живые организмы одинаково полезны
Журналист
Журналист
Конец 2016 и наступивший 2017 год уже успели ознаменоваться целым рядом фантастических (и даже можно сказать научно-фантастических) картин. В последние годы жанр переживает приятный для поклонников бум. И если отечественные потуги на этом поприще заставляют плакать кровавыми слезами (привет, Бондарчук! Не снимай больше!), то работы западных режиссеров радуют по-настоящему («Космос между нами», «Пассажиры» и «Прибытие», например).



Вот, допустим, фильм «LIFE», адаптированный отечественными кинопрокатчиками как «Живое». Трейлер картины, правда, особенных эмоций не вызывал, в основном за счет избитого до полусмерти еще в прошлом веке сюжета. Кратко его можно описать как «мы что-то нашли, и теперь оно нас убивает».

В космических декорациях этот сюжет у большинства кинолюбителей прочно ассоциируется с культовым фильмом американского режиссера Ридли Скотта «Чужой». Создатели «LIFE» особенно и не жеманничали —  сценарные отсылки к этой картине разбросаны на всем таймлайне, да и стесняться тут нечего —  заимствоваться у лучших не зазорно. Зазорно не уметь и делать вид, что так и надо (привет, Бондарчук!). Однако по итогу фильм оказался крепко сбитой визуально приятной, ироничной камерной фантастикой, которую однозначно стоить посмотреть любителям жанра.

Синопсис картины укладывается в один абзац. Во время миссии на МКС группа исследователей получает задание перехватить космический челнок с образцами экспедиции на Марс. В ходе лабораторных испытаний они обнаруживают неизвестный вид живого организма внеземного происхождения, который возвращают к жизни и выращивают. Однако происходит инцидент, в результате которого объект исследований вырывается наружу. Экипажу предстоит сделать все возможное, чтобы не только выжить, но и не дать твари попасть на Землю.

Режиссер Даниэль Эспиносы умело нагнетает саспенс, используя все имеющиеся под рукой возможности. Пространство МКС хотя и ограниченно, но снято чрезвычайно художественно оператором Шеймасом МакГарви (кстати, он же работал над моим любимым «Под покровом ночи»). Благодаря его таланту, от перемещений героев по станции захватывает дух и без всякого 3D. Музыка также отлично работает на общую атмосферу фильма. В результате, перепуганный не на шутку, зритель вынужден вжиматься в кресло в ожидании драматического финала.

Однако, при всем режиссерском таланте и операторском профессионализме, без актеров фильм был бы неполноценен. Здесь и Джейк Джилленхол, и Райан Рейнольдс. Помимо них на экране Хироюки Санада (он уже летал к солнцу в прекрасном фантастическом триллере «Пекло»), и представительницы женской космонавтики в воплощениях Ребекки Фергюсон и Ольги Дыховичной, которые успешно справились в ролях специалиста по безопасности и капитана станции соответственно. Последнее порадовало особенно, принимая во внимание негативные мировые тренды в отношениях россиян.

Да и в целом адекватность персонажей (т.е. сценаристов) в высшей степени радует. Никаких «полетели туда, потому что сила любви» (Интерстеллар, привет!) или,  «похоже, это воздух, давайте-ка я сниму шлем и подышу» (Прометей, привет!) здесь нет. События подчиняются логике повествования, да и банальному здравому смыслу. Если ученый, впервые столкнувшийся с внеземным разумом, где-то на подсознательном уровне желает своему открытию только добра —  это заметно в его поведении.

Если герою все осточертели, то он правдами и неправдами будет стараться держаться от человечества подальше, даже если в результате его сожрет разумный водоросль.

Идея фильма поднималась еще в «Чужом» —  это философский вопрос о том, что человеческая мораль есть не более, чем взгляд на реальность с позиций нашей собственной выгоды. В объективной реальности мораль в понимании людей отсутствует. Здесь работают более простые, диалектические правила — ты или тебя. И борьба за выживание идет каждую секунду. Чья жизнь по итогу оказывается важнее и нужнее для вселенной —  Кэлвина или землян? И тот и другие имеют право на существование и на борьбу за него, и тот и другие имеют право выжить и размножаться, или исчезнуть. Тонкую иронию вселенной, предоставляющей каждому ее обитателю равные права, понимает каждый космонавт МКС, и даже Миранда Норс (героиня Ребекки Фергюсон), чья профессия как раз состоит в том, чтобы не допустить уничтожения землян.

Также в фильме поднимается проблема космического будущего человечества, ощущается романтика погружения в космическую бездну и забвения в ней. В фильме есть драматичные, серьезные моменты, реализованные на высоком уровне.

Что еще впечатляет, так это неприкрытый сарказм и чёрная как дёготь ирония, проходящие сквозной нитью через весь фильм. Знакомство с внеземным организмом начинается на романтических нотах умиления, а заканчивается сценами изощрённого насилия. Весёлая песенка «Spirit In The Sky», играющая в титрах, венчает весь этот жесткий стёб.

«Живое» — грамотное и циничное кино. Здесь есть интересный герои, по-настоящему сложные и изобретательные ситуации, интригующий сюжет и несколько моментов, от которых сложно уйти не впечатленным. Концовка фильма, отсылающая нас к космическому хиту «Гравитация», на деле оказывается припасенной фигой в кармане.

Космос Эспиносы по-настоящему полон опасностей, и не все живые организмы в нем одинаково полезны.
Источник фото: YouTube

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи