«Заря автомобилизма» над Пензой: самый первый
Журналист
Журналист
Олег Сиротин


«…Но всё же это была машина, автомобиль, экипаж, который… 

при всех своих недостатках способен, однако, иногда 

двигаться по улицам без помощи лошадей».

И. Ильф, Е. Петров
«Золотой телёнок»


Казалось бы, что в наши дни может быть обыкновеннее и привычнее автомобиля, неотъемлемой детали любой улицы, любого двора, не говоря уже о дорогах? Автомобили окружают нас уже в детстве: самый первый вдох современного ребёнка наверняка содержит хотя бы частицу выхлопных газов, его любимые игрушки — автомобильчики всевозможных размеров, а вершина его подростковых мечтаний (и это относится уже не только к мужской половине человечества) — собственный автомобиль, помощнее и «покруче».

2.png
Л.Н. Цеге и И.Н. Иванов в автомобиле. Из личного архива Д.Н. Димакова


Уже никто не помнит старых времён, когда дети играли только с куклами, лошадками и корабликами, а из ста взрослых лишь двум-трём доводилось не то что видеть «самодвижущийся экипаж», а просто слышать о нём. Хотя первый автомобиль появился на улицах Пензы всего 110 лет назад — в сентябре 1906 года.

«…Появление его вызвало немало удивления, — сообщал на страницах газеты «Пензенские губернские ведомости» очевидец. — Прохожие останавливались и с любопытством на него смотрели. Тут же слышались всевозможные остроты, без которых русский человек не может обойтись. Приятно отметить появление в городе усовершенствованного орудия передвижения. Думается, что город наш не совсем ещё медвежий угол!..»

Переход населённого пункта из категории «медвежьих углов» в категорию мест, куда дотянулись лучи прогресса, в то время нередко определялся именно наличием автомобиля. Созданный в Германии в середине 1880-х годов экипаж с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, несмотря на примитивную поначалу конструкцию, маломощность и трудности с управлением, всего за десятилетие завоевал Европу и Америку, и после появления в конце 1880-х — начале 1890-х годов автомобильной промышленности стал настоящим символом технического развития, скорости и современности. Автомобили различных моделей выпускались и, соответственно, продавались сначала десятками, потом сотнями и тысячами, «разъезжаясь» по всему миру.

В России первый автомобиль (импортный, французской фирмы Panhard et Levassor) появился в 1891 году, в Одессе: первым отечественным автомобилевладельцем стал редактор газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий. В 1895 году автомобиль увидели жители Санкт-Петербурга, в 1899 году (по другим данным, в 1894-м) — Москвы, в 1900 году — Саратова, в 1904 (или 1903) году — Самары.

Приобретались «самодвижущиеся экипажи» за границей или в крупных российских городах, где довольно быстро появились представительства автомобильных фирм Франции, Германии, Англии и США; покупателями (среди которых, вопреки распространенному мнению, были не только богатые купцы, фабриканты и помещики, но и представители интеллигенции: инженеры, врачи, юристы) поначалу двигал спортивный интерес, а затем — конкретные прагматичные мотивы: кому-то был нужен легковой автомобиль прогулочного типа для разъездов и «престижа», торговцы покупали грузовики, содержатели гостиниц и частные предприниматели — пассажирские омнибусы и таксомоторы, городские управы — спецтехнику, в первую очередь пожарные машины.

Насыщение российского авторынка шло медленно и постепенно, поэтому в 1906 году, когда Пенза приобщалась к автомобильной цивилизации, ещё продавались старые модели выпуска 1890-х — начала 1900-х годов, далёкие не только от современного дизайна, но даже от привычного (в нашем представлении) облика дореволюционной «легковушки», увековеченного И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Золотой телёнок».

Конечно, покупателям больше не предлагались «Панар-Левассоры» образца 1891 года, напоминавшие по конструкции небольшую открытую каретку с обтянутыми литой резиной тележными колёсами разного диаметра (передняя пара меньше, чтобы облегчать повороты), 2-цилиндровым двигателем Даймлера мощностью в 2,5 л.с., рычажным управлением и максимальной скоростью в 30 км/ч, издававшие при движении такой шум и скрежет, что полиция запрещала ездить на них по ночам. Однако и автомобиль, запечатлённый на фотографии в начале статьи, явно не мог оставить равнодушными любителей «всевозможных острот»…

Со значительной степенью вероятности можно утверждать, что именно этот автомобиль и был первым в нашем городе. В течение 1906-1907 годов в пензенской прессе несколько раз упоминается об автомобиле (сентябрь 1906 г., май, сентябрь и октябрь 1907 г.), при этом речь явно ведётся об одной и той же машине, в то время единственной в Пензе. 11(24) октября 1907 года на страницах «Пензенских губернских ведомостей» сообщалось: «Неуклюжий автомобиль снова появился на улицах нашего города. Больше полугода мы не имели удовольствия с ним встречаться.

44.png
К.К. Цеге. Из личного архива Д.Н. Димакова

Но теперь он ездит тише и опасностей для пешеходов, переходящих через улицу, представляет значительно менее, чем в прошлом году». А в газете «Голос чернозёмного края » от 11(24) мая 1907 года называлась и причина, по которой указанный транспорт «выбыл из строя» на пять месяцев: «…Вчера мы были свидетелями происшествия, едва не стоившего жизни некоторым из проходившей публики. Г-жа Цеге, катаясь на моторе (по Московской улице. — О.С.), так неумело им управляла, что на полном ходу въехала на тротуар, ударилась о витрину фотографа Вальдмана и только благодаря счастливой случайности отделалась ушибом, да фотограф Вальдман должен будет заменить новыми стёкла и испорченные карточки».

В этом описании первого в пензенской истории инцидента с участием автомобиля важна не многострадальная витрина фотографа Б.И. Вальдмана (она, кстати, ещё встретится в рассказах об автомобильном прошлом Пензы), а фамилия госпожи Цеге, управлявшей машиной, — потому что женщина в автомобиле на фотографии, сохранившейся в личном архиве преподавателя Пензенского художественного училища Д.Н. Димакова, и есть Лидия Николаевна Цеге, урождённая Иванова. Рядом с ней сидит её брат, врач Иван Николаевич Иванов, а снимок, вероятнее всего, сделан на территории городского парка (ныне ЦПКиО имени В.Г. Белинского).

(Продолжение следует)

Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области

Похожие статьи