Выставка Валентина Серова: Пензе есть что показать
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

В пятницу, 29-го января, в Губернаторском доме прошло предварительное открытие выставки редких работ Валентина Серова. В преддверии официального открытия с творчеством одного из величайших русских художников смогли познакомиться частые гости Картинной галереи — участники проекта «Дети войны».

Губернаторский дом

В три часа дня один из залов Губернаторского дома, который является вторым корпусом Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого, уже был заполнен гостями. Просторное помещение превратилось в своеобразный лекторий — перед слушателями, участниками проекта «Дети войны», установили большой плазменный телевизор, которому суждено было исполнить роль демонстратора наиболее значимых произведений Валентина Серова.

Сотрудники музея были явно взволнованы предстоящим событием, гостям также явно не терпелось поскорее окунуться в художественный мир одного из величайших творцов 19–20 веков. Наконец, один из администраторов музея, Дмитрий Бушмин, объявил о начале мероприятия. Вступительное слово взяла главный хранитель Пензенской областной картинной галереи Надежда Валентиновна Тархова. Ее речь представляла собой увлекательную лекцию о творчества Валентина Серова, московская выставка работ которого успела наделать столько шума.

— 2015 год был отмечен 150-летним юбилеем со дня рождения художника, — начала Надежда Валентиновна. — Государственная Третьяковская галерея, крупнейший музей русского искусства, специально к юбилею подготовила грандиознейший проект — выставку, целиком посвященную творчеству Валентина Серова. Интерес к личности художника поистине неслыханный. Наверное, вы все смотрели сюжеты и видели, что творится в Третьяковской галерее. Проект уникален. Такого не было никогда: три этажа, заполненных работами, иллюстрирующими весь творческий путь художника. Ажиотаж вокруг выставки понятен. Именно эти события спровоцировали нас на то, чтобы показать «нашего» Серова. У нас очень небольшая коллекция, но вы увидите, что она невероятно интересна и, можно сказать даже, редка.

Губернаторский дом

Открывающаяся выставка состоит из четырех работ Валентина Серова, выполненных в разной технике, и трех живописных полотен друга Серова — художника Константина Коровина. Среди работ Серова — живописный этюд «На Севере», карандашная зарисовка — портрет Анны Павловны Философовой, тети известнейшего русского театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева, и два офорта — «Мальчик с курицей» и «Жеребенок». Надежда Валентиновна особо отметила уникальность творчества Валентина Серова, и, в частности, представленных на выставке работ:

Выставка

— Валентин Серов был настоящим тружеником. Даже сам говорил: «Просто из сил выбьешься, пока работаешь над портретом, а не то фотография выходит. Что-то надо откинуть, что-то прибавить, а где-то и ошибиться. Без ошибки выходит такое, что глядеть тошно». Каждый портрет для Серова — это болезнь. В портрете он не просто пытается передать внешнее сходство, он стремится прорваться к сущности, к характеру. Но Серов — не только портретист. Он еще и автор замечательных пейзажей. Кроме того, вряд ли найдутся среди русских мастеров другие художники, сумевшие настолько же полно проявить себя и в живописи, и в графике. Серов говорил, что хотел научиться рисовать так, чтобы не было видно карандаша. Посмотрев на представленные на нашей выставке работы, вы увидите, что художник смог осуществить свою мечту. Вам сегодня очень повезло. Мы впервые демонстрируем графические работы Серова. До сегодняшнего дня они покоились в папке, а сейчас — висят на стене, в багетах и под стеклом.

Выставка

Помимо интересной лекции хранителя Картинной галереи, гости мероприятия смогли посмотреть небольшой фильм, повествующий о жизни и творчестве Валентина Серова. Видеоряд представлял собой сменяющие друг друга работы художника, среди которых портрет последнего русского императора Николая II, заказанный им в качества подарка для своей жены Александры Федоровны.

Создание портрета отняло у художника много сил: поначалу работа, что называется, «не клеилась». В какой-то момент Серов решил даже отказаться от выполнения поставленной перед ним задачи. В один из визитов к императору он сообщил о том, что ничего не выходит. Николай, облаченный в тужурку офицера Преображенского полка, был расстроен словами художника и молча присел за стол, сложив руки перед собой. Кто бы мог подумать, что именно таким Серову и суждено было запечатлеть императора.

Выставка

Портрет Николая II кисти Валентина Серова стал, по мнению многих современников, лучшим изображением императора. Картина была уничтожена в ночь штурма Зимнего Дворца. Однако до наших дней сохранилась авторская копия. Спустя многие годы, уже в эмиграции Константин Коровин напишет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…».

После просмотра фильма все гости были приглашены к просмотру выставки. Сотрудники музея отворили двери в крохотную комнатку, где все четыре стены заняли работы Валентина Серова и Константина Коровина. Кто-то сразу же устремился к живописному этюду Серова, выполненному в холодных тонах, чей-то интерес больше привлекли графические работы. Собрание, действительно, уникальное. Каждый из гостей подолгу задержался возле работ мастера. Не обделены вниманием были и три живописных полотна Константина Коровина.

Выставка

Стоит заметить, что ажиотажный интерес к творчеству Серова спровоцировал организацию выставки работ художника не только в нашем городе. В Волгограде, к примеру, по многочисленным просьбам поклонников таланта русского живописца и графика дирекция Музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова приняла решение впервые продемонстрировать все произведения великого мастера, хранящиеся в фондах учреждения.

Одна из гостей выставки в Губернаторском доме, с трудом сдерживая эмоции в разговоре с вашим корреспондентом, попросила обязательно написать, как нам повезло, что в нашем городе имеется собственное собрание работ великого мастера.

— Замечательная коллекция! Я выписала себе названия всех представленных здесь работ и попробую отыскать о них какую-нибудь информацию самостоятельно. В Москве Серов всех с ума посводил, люди двери ломали — так хотелось на выставку поскорее попасть. Надеюсь, у нас до такого не дойдет. Я посмотрела, двери вроде крепкие, — смеется гостья.

Похожие статьи