Выставка народного костюма
Журналист
Журналист
Татьяна Мажарова

8 декабря в киноконцертном зале « Октябрь» состоялась презентация коллекции традиционной крестьянской одежды XIX-XХ веков из частного собрания известной пензенской исполнительницы народных песен Татьяны Стаильской.

  Все костюмы, предметы быта и аксессуары из коллекции Татьяны подлинные, а не восстановленные по рисункам и фото, много раз певица отправлялась в фольклорные экспедиции по Пензенскому краю, во время которых ей по крупицам удавалось собирать не только песенное наследие, но и бытовое.


 
В домашней коллекции Татьяны более 200 предметов, большую часть из которых сейчас могут увидеть горожане. Строго говоря, фойе «Октября» нельзя назвать самым удачным выставочным пространством, а экспонируемые предметы достойны гораздо более профессионального оформления в качестве выставочных объектов – манекенов, пояснений, исторических справок, указаний мест, где они были произведены и распространены, материалов изготовления и прочего. Но поскольку выставка организована на чистом энтузиазме автора, да и сама Татьяна после вступительного слова на открытии охотно отвечала на вопросы всех желающих, которые подводили ее то к одному предмету, то к другому с просьбой рассказать о них, можно сказать, что мероприятие получилось душевным, практически домашним.


Традиционный костюм является своеобразной летописью, повествующей о жизни наших предков. Это сейчас у человека есть целый набор документов, свидетельствующий о его возрасте, социальном статусе, профессии. Хотя, если призадуматься, демонстрация своей принадлежности через одежду, аксессуары, украшения к какой-то возрастной и социальной группе всегда имела место быть – от обручальных колец до брендовых бирок и смартфонов. Однако в старину, в отличие от времен нынешних, пустить пыль в глаза по поводу своего статуса, тем более в селе, где все друг друга знают, было невозможно.

  Да и ценности были другие. Рассказывая группе школьников, в которой было немало юношей в модных зауженных джинсах о мужской одежде, Стаильская упомянула о том, что одежда в первую очередь должна была быть удобной для работы, а работа на селе –это , конечно же, труд физический, ничто не должно было стеснять движения рук, ног и вообще всех суставов. А затем говорила о платках и других женских головных уборах, призванных беречь голову женщины от стужи зимой, от солнцепека летом и круглогодично - от дурного глаза, мешающего женщине полноценно исполнять свой главный долг: охрана домашнего очага и воспитание детей, а слушали ее молодые девчонки с распущенными волосами (уверена, половина из них и шапок-то не носит), которые, в принципе, в наше время имеют возможность выбора – хранить им очаг или заняться карьерой, да и сглаза, судя по количеству сделанных на фоне исторических артефактов селфи, непременно окажущихся в соцсетях, не боятся.



И тем не менее, озвученная Стаильской триада: «молиться, поститься, трудиться» невольно соотнеслась в сознании с модным « есть, молиться, любить» немного не в пользу последнего. Любовь – это, конечно, хорошо, но что мы будем есть, если не будем трудиться?

И, кстати, о еде и посте. Я спросила миниатюрную Стаильскую о внешнем облике людей того времени, условно говоря, какими бы современными размерами маркировалась представленная одежда, на что миниатюрная Татьяна ответила мне, что народ Пензенской губернии был невелик ростом и габаритами – полных людей не было ни среди женщин, ни среди мужчин, труд и пост способствовали физическому тонусу. Сама певица очень рада тому, что практически все аутентичные костюмы ей по размеру и что один из них стал самым любимым ( как раз тот, в котором она встречала гостей выставки, в котором изображена на афише и чаще всего выступает на концертах.) На выставке присутствовали три девочки-модели, которых тоже нарядили в костюмы разных районов губернии – и все они, были очень миниатюрными.

Если ты молодуха, замужняя женщина, жена солдата, вдова, человек, в чьей семье случилась утрата – это непременно отражалось в деталях и цветах костюма. На мой вопрос, что в костюме, надетом Татьяной, говорит о ее статусе, ее артистизме, она рассказала, что раньше пели и танцевали не только избранные, а практически все. Просто для этих целей использовался нарядный, праздничный костюм с обилием отделки и ярких цветов. Единственное, в чем приходится уступить исторической правде в пользу исполнительского мастерства – не застегивать верхнюю пуговицу рубахи. Ведь раньше туго застегнутый на шее ворот у девушки был той самой жертвой красоте – дышать должно было быть трудновато, чтобы на лице всегда был румянец. А в общем, чтобы у тебя был костюм любого назначения – тоже приходилось трудиться по полной, ведь даже ткани, из которых шились вещи от и до производились вручную на территории Пензенской области.

Татьяна Стаильская подчеркивает, что для нее главная ценность каждой из этих вещей – не в их рыночной стоимости, а в том, что за каждым из этих предметов стоит чья-то судьба. Начав с малого, условно говоря, с фрагмента расшитого рушника или детали костюма постепенно удается собрать цельный образ, основываясь на рассказах очевидцев, на документальных материалах и на желании коллекционера, конечно. Каждый раз, когда из нескольких источников, не сразу, постепенно складывается полный комплект народного костюма из аутентичных тканей, нужного цвета, с уникальными деталями отделки – происходит настоящее чудо.

Татьяна Стаильская: Самым ценным экспонатом этой выставки я считаю костюм, в котором ходила моя прабабушка, когда была молодой. Это реконструкция со слов моей бабушки, она описывала, как все это выглядело и мне удалось найти похожую шерстяную юбку нужного цвета, из домотканого материала, вышитую рубашку и вышитую с оригинальным узором, похожим именно на тот, который остался в воспоминаниях моих родственников.



Всем, кто интересуется русским народным костюмом, наверняка знакома серия кукол в народных костюмах в комплекте с журналами, несколько лет назад изданная одним крупным столичным издательством. Мне было интересно, что скажет Татьяна по поводу выбранного авторами серии костюма для этой куколки, и я показала ее Стаильской. Татьяна сказала, что да, куколка вполне могла изображать жительницу, например, Городищенского района и даже показала костюм из похожей ткани и барановский платок, но памятуя о сказанном на небольшой вводной лекции факте, что синий цвет ткани с цветочным рисунком свидетельствовал о том, что женщина ждала мужа с войны, я спросила: получается ли, что представившая нашу губернию в коллекции куколка – солдатка? Стаильская предположила, что этот костюм мог носить даже ритуальный характер, то есть девушка носила траур по кому-то, и на мое предложение пофантазировать, в какой из представленных на выставке костюмов коллекционер нарядила бы представительскую коллекционную Пензенскую куклу, Татьяна указала на очень интересный, сложный и нарядный костюм с невероятным головным убором, надетый на одну из моделей.

Пофантазировать не только об облике кукол, но может быть даже о своем собственном, дополненном деталями народного костюма, подумать о смыслах и ощутить себя причаcтным к истории родного края можно будет посетив выставку в киноконцертном зале « Октябрь» в течении ближайших трех дней ( до 11 декабря включительно). Вход на выставку бесплатный.

Похожие статьи