Всеволод Мейерхольд: гений, не поставивший «Гамлета»
Журналист
Журналист
Александр Федоров

Мейерхольд: «Мы хотим бежать из коробки театра на открытые изломанные площадки».

Здание на Московской, 74






















Кто из пензенцев не проходил мимо старинного здания, расположенного по адресу ул. Московская, 74. Но только знатоки биографии Всеволода Мейерхольда с уверенностью скажут — в этом здании в 19 веке размещался винокуренный завод и принадлежал он отцу режиссера — реформатора. И быть Всеволоду не театральным деятелем, а продолжателем купеческого промысла отца, если бы в гимназии отлично учился, и мама с детства не приобщила к литературе, музыке, театру.

Впервые в мире


А на ул. Володарского, 59 на расстоянии ста шагов от Московской, 74 стоит всемирно известный деревянный особняк Дома-музея Всеволода Мейерхольда. Это первый в мире его мемориальный музей. С первым в мире памятником выдающемуся театральному деятелю пензенского автора Ю. Ткаченко, установленный в 1999 году.

По воспоминаниям пензенских старожилов до 1979 года это был жилой дом в центре города. Но вдруг его постояльцев начали расселять. Областная власть решила открыть в доме музей. Инициатором стал второй секретарь обкома КПСС Георг Мясников.

В своем дневнике 3 декабря 1979 года он написал:

 «есть два фото с подлинным автографом Мейерхольда... Написал письмо Валентей (внучке Мейерхольда, — прим. ред.)… Максяшев принес книгу А. Гладкова о Мейерхольде…Федина показала посылку от И. Ильинского…».


А 24 октября 1981 года в дневнике Г. Мясников пишет «посвящать музей одному Мейерхольду нельзя…Впервые узнал, что он последний раз был в Пензе в 1904 году. Больше ни времени, ни желания не нашел».

Кто стоял у истоков

Реставрация Дома-музея шла с 1979 по 1982 годы. В 1983 году к подготовке первой экспозиции Г.В. Мясников подключил Наталью Кугель. Она трудилась в Лермонтовских « Тарханах», не всё ей там нравилось, и собиралась она покинуть пензенский край. Георг Васильевич заинтересовал Кугель новым проектом.

И она с художниками Иваном Климовым и Анатолием Косыревым взялась за дело. Основателем музея смело можно считать внучку Всеволода Мейерхольда Марию Алексеевну Валентей. Именно она вплоть до своей смерти в 2003 году приезжала в Пензу и привозила в центр Мейерхольда ценные экспонаты. У истоков создания музея стояли ученики Мейерхольда Михаил Царев, Игорь Ильинский, Эраст Гарин.

Все музы в гости к нам


Дом-музей В.Э.Мейерхольда был открыт в Пензе 24 февраля 1984 года. С 1989 года здесь проводят Дни Памяти Мастера. В них в разное время участвовали великие артисты О. Табаков, Ю. Яковлев, М. Ульянов, В. Золотухин, Е. Миронов…

Здесь в том же 1989 г. успешно провели первую в мире Международную научно-практическую конференцию, посвященную 115-летию В.Э.Мейерхольда. В ней участвовали представители 14 стран мира, в том числе США, Великобритании, Франции, Японии… Открытие мемориальной экспозиции состоялось в 1994 году.

В 1999 году музей организовал в Пензе Первый российский фестиваль « Мир музыки В.Э. Мейерхольда». И это не удивительно, ведь он был практически профессиональным скрипачом и пианистом. Любил музыку Скрябина, поэзию Блока, строил планы работы с Пикассо. В его московском доме гостили Прокофьев и Пастернак. В.Э. Мейерхольд отлично знал немецкий и английский языки. Сейчас хранилище пензенского музея Мейерхольда содержит 10 тысяч единиц основного фонда, располагает уникальными документами, рукописями, фотографиями.

Так становятся Мейерхольдом


Будущий гений, записанный при рождении как Карл Казимир Теодор Мейергольд, появился на свет в Пензе 9 февраля 1874 года и был восьмым ребенком в семье. Его отец, Эмилий Федорович — выходец из Германии, наполовину француз — был деспотичен. Мама — Альбина Даниловна — рижская немка, слыла очень образованной, умной, доброй, гостеприимной.

Учился во 2-й Пензенской гимназии слабо. Дважды оставался на второй год. Летом 1895 года из лютеранства переходит в православие и меняет имя на Всеволод в честь любимого писателя Гаршина.
Отказывается также от германского гражданства и в русский паспорт вписывает фамилию Мейерхольд в соответствии с правилами русской грамматики. В том же году поступает на юридический факультет Московского госуниверситета и объявляет о помолвке с Ольгой Мунт.


Прочь от навязчивых манер


Термин «условный театр» связан с именем и творчеством В.Э. Мейерхольда. Он ставил в основу целесообразность и естественность движений, свободных от навязчивого стиля и манер. Мейерхольд признавал зрителя компонентом спектакля, вовлекая его как участника театрального действа.

К.С. Станиславский весьма критически относился к творческим находкам театра Мейерхольда. Биомеханика явилась преломлением концепции конструктивизма. Мейерхольд первым внес на сцену конструктивизм. Он стремился к «архитектурности», то есть прием художественного выражения должен быть зодческим, в противовес прежнему — живописному.

Мейерхольд отказывался от декораций, впервые использовал архитектуру света. Или декорации выстраивались по вертикали и были поделены на этажи. Он никогда не допускал авторов пьес к репетициям, кроме Владимира Маяковского, которого называл мастером композиции, созвучным своей драматургии и не мог начинать репетировать пьесу без его присутствия.

От триумфа к падению


Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Вступил в ВКП(б). В 1920 году стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 стал называться Государственным театром имени Мейерхольда (ГОСТИМ. В том же году режиссер-новатор получил звание народный артист РСФСР. ГОСТИМ поставил 26 пьес, в основном советских авторов: «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» В. Маяковского, «Мандат» Н. Эрдмана.…

Театр приобрел громкую славу. Однако 17 декабря 1937 года в газете «Правда» вышла статья «Чужой театр». ГОСТИМ обвинили в отрыве от советской жизни, в тяге к писателям-врагам народа и в противостоянии курсу на социалистический реализм. 7 января 1938 года театр был ликвидирован. А 20 июня в Ленинграде В.Э. Мейерхольда арестовали. Через несколько дней его молодая жена, актриса Зинаида Райх была найдена мертвой в их квартире. На ее теле было 17 ножевых ран.

Его гениальность не ко времени


В своем дневнике 25 октября 1981 года Георг Мясников записал «К. Станиславский создал систему, а Мейерхольд дал лишь гениальные всплески режиссерских находок, каждая из которых отличается от другой. Это постоянные искания без каких — либо обобщений. Искания часто формалистически-левацкие».

В.Э. Мейерхольда пытали в Бутырской тюрьме. 2 февраля 1940 года его расстреляли в подвале на Лубянке. «Напишите на моей могильной плите: «Здесь лежит актер и режиссер, не сыгравший и не поставивший Гамлета», — сказал однажды Мейерхольд Всеволод, иронизируя над своей нерешительностью. Реабилитирован он был 26 ноября 1955 года.

Внучка, Мария Алексеевна Валентей установила в Москве на Ваганьковском кладбище на могиле Зинаиды Райх общий памятник: ей и Мейерхольду. На Донском кладбище в Москве у общей Могилы №1, где покоится кремированный прах В.С. Мейерхольда, нет ему памятника. Внучке в 1991 году удалось добиться возвращения квартиры Мейерхольда в Москве и основать в ней музей режиссера.

С 2003 года решением правительства Пензенской области музей реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», ведущей формой деятельности стал театр. Музей сохранился как мемориально-экспозиционный комплекс и архивно-исследовательский отдел.

Источник фото: http://welcome2penza.ru



Похожие статьи