В Пензе начал работу «Малый Эрмитаж»
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

В эту среду, 2 ноября, в Губернаторском доме в присутствии большого количества гостей был дан старт новому проекту «Малый Эрмитаж», подготовленному фондом «Культурное достояние». Пенза стала первой в числе городов, которые получат в дар копии легендарных живописных полотен, хранящихся в самых известных музеях по всему миру и частных коллекциях. О том, как прошло открытие, и почему проект может вызвать противоречивые чувства — в нашей статье.


Эрмитаж без Эрмитажа


Открытие выставки «Малый Эрмитаж», сопряженное со стартом одноименного проекта, прошло в пилястровом зале Губернаторского дома при рекордном количестве гостей: помещение было заполнено до отказа. Приятным сюрпризом для присутствующих оказалось выступление Камерного оркестра Пензенского колледжа искусств: классика в скрипичном исполнении всегда звучит восхитительно.

На открытии присутствовал инициатор проекта — доктор химических наук, профессор, академик РАЕН Виктор Карцев, который оказал Пензе большую честь, приняв решение дать старт уникальному проекту именно в городе на Суре.



— Это самый глобальный проект, рассчитанный на 20-30 городов России, — рассказал Виктор Георгиевич. — Мы дарим музею города копии, которые подчас опытный искусствовед не сможет отличить от оригинала, в реальном формате. Копии полотен из наиболее значимых музеев мира и частных коллекций, которые мы никогда не смогли бы увидеть. … Мне пришлось пересмотреть три миллиона слайдов, чтобы выбрать наиболее значимые работы. Я знаю, что на экскурсию по выставке записалось уже 26 школ. Это замечательно.



Не совсем понятно, как так вышло, но во многих анонсах и пресс-релизах, включая тот, что 29 октября появился на сайте «Музеи Пензенской области», было заявлено, что на выставке будут представлены эрмитажные работы. Но на самом деле, экспозиция состоит из 26 картин, не имеющих к Санкт-петербургскому музею никакого отношения. Это копии живописных полотен, находящихся в самых известных музеях мира (Прадо, Метрополитен, Лондонская национальная галерея и др.) и частных коллекциях (8 полотен, включая «Страну Лентяев» Брейгеля Старшего).



Экспозиция заняла три зала Губернаторского дома. В нее вошли копии картин мастеров итальянского возрождения, голландских художников семнадцатого века, а также западноевропейских живописцев восемнадцатого-девятнадцатого веков: посетители музея смогут увидеть копии картин Уголино ди Нерио, Рафаэля, Джорджоне, Боттичелли, Яна де Брайя, Адриана ван Остаде, Виллема Класа Хеда, Яна Вермеера, Питера Брейгеля Старшего, Эрнста Норманда и др.

Странное впечатление


Все же у человека, привыкшего любоваться шедеврами живописи вживую или изучать их по фотографиям с высоким разрешением и качественной цветопередачей в сети, нахождение в зале с множеством копий вызывает некий дискомфорт. Даже будучи заранее предупрежденным о безупречном качестве копий, их высокой стоимости и профессионализме художников, их создавших, хочется тут же найти в интернете снимок с оригинальной картины и начать сравнивать, сравнивать до последнего мазка.



Ну, не нравится некоторым быть обманутыми, пусть даже без обмана. Лично мне гораздо ближе картины из постоянной экспозиции Картинной галереи, пусть без мировой известности, зато оригиналы. Пусть скептики закидают меня камнями, но у поклонника изящных искусств созерцание оригинального живописного полотна, на создание которого художник потратил много сил, времени и энергии, вызывает ни с чем несравнимые эмоции и трепет.

В общем, впечатление от выставки спорное. Со мной согласился и один из первых посетителей:

– Услышав «Малый Эрмитаж», я сразу подумал, что один из главных музеев страны выделил N-ное количество работ для создания выездной выставки. Сразу обрадовался, не стал узнавать подробностей. А сегодня на открытии на буклете уже увидел, что картины, изображенные на нем, ну никак не могли к нам приехать. Слишком серьезные работы. И вот — копии. Я очень разочаровался, если честно. У меня свой принцип – лучше любоваться пусть скромным искусством, но в оригинале. А Рафаэля и Брейгеля я могу в любой момент посмотреть из дома. Сканирование картин в высоком разрешении с последующим размещением в интернете — это на сегодняшний день главный способ их демонстрации. За такой технологией — будущее. Хотя, если копии привлекут в музей детей — почему нет. Уже хорошо.



С этим хочется согласиться. Пусть смотрят известные картины, узнают историю их создания, дай Бог сил экскурсоводам, запоминают изображенных на них персонажей, сюжеты, имена художников. Потому что, к сожалению, в школьную программу не включены культурно-просветительские уроки, а обзор развития искусства на том или ином этапе ограничивается парой параграфов в учебнике по истории. Когда современные дети уверены, что Рафаэль, Донателло, Микеланджело и Леонардо — это компания черепашек-мутантов из мультфильма, с этим действительно пора что-то делать.

Похожие статьи