-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Учитесь делать паузы
Журналист
Журналист
Елена Миронова

Зареченский художник Илья Шадчнев отметил 25-летие своего проекта «Времена года» благотворительной выставкой. Часть средств от продажи картин с этой экспозиции пойдет на исполнение заветной мечты художника — создание в городе общественной галереи.

Илья Шадчнев


Рисовать Илья Шадчнев начал не карандашами на тетрадном листке и не мелками на асфальте. Холодной зимой он отогревал горячими ладошками обледеневшие окна автобуса или троллейбуса, и так, в споре с самим Дедом Морозом, создавал свои первые картины. Его всегда притягивала гармония, созданная природой. Ему нравилось находить и подолгу рассматривать блестящие камушки необычной формы, осенью бродить по золотистым аллеям пензенского парка имени Белинского, чувствовать, как ноги утопают в мягком податливом ковре из дубовых и кленовых листьев. А еще кататься на карусели, где когда-то под расписным шатром скакали по кругу олени и лошадки.

Он помнит, как пытался создать что-то свое из глины и из песка на берегу моря. Как внимательно изучал репродукции работ известных художников в книгах и журналах. Как дома вечером на стену вешалась простыня, выключался свет в комнате и начиналось удивительное таинство — просмотр диафильмов. К сожалению, современные дети лишены волшебного дара, который не заменят никакие мультфильмы. Они не знают, как это здорово — сидеть в темноте, крутить ручку диапроектора, не спеша рассматривать большие статичные картинки, созданные талантливыми художниками, и слушать сказку.

Илья смотрел, запоминал, впитывал. Срисовывать не пытался — копий, повторений он не выносит до сих пор. Складывал увиденные образы в свою личную копилку, чтобы когда-нибудь подарить им совершенно иную жизнь.

Повзрослев, он поступил в детскую художественную школу № 1. Его работы не раз занимали призовые места на различных конкурсах. «При желании грамотами и дипломами одну стену в комнате можно было бы обклеить», — шутит художник. Сегодня большого значения похвальным речам он не придает. Да и тогда особой гордости по поводу очередной награды не испытывал. Если бы не педагоги, разглядевшие в нем талант живописца, мог, по примеру своей бабушки, и вовсе другой путь выбрать. Та тоже хорошо рисовала, ей советовали поступать в Пензенское художественное училище, но она посчитала свое увлечение делом несерьезным и пошла учиться в финансово-экономический. А Илья мечтал стать археологом. Его интересовали предыдущие эпохи, раскопки, клады. Он коллекционировал старинные монеты и марки. Тогда ему казалось, что историю можно постичь через предметы, пролежавшие в земле не одну сотню лет. И с настоятельными рекомендациями школьных педагогов поступать в училище имени Савицкого он согласился лишь по одной причине: должен же быть в экспедиции художник, который сможет зарисовать все найденные во время раскопок экспонаты! Сначала Илья хотел поступить на театральное отделение, но приемная комиссия не оценила его рвения, когда вместо положенной одной композиции он представил сразу две, и поставила ему двойку. Другая попытка — на этот раз на отделении живописи — была более удачной, и так он получил сначала среднее, а потом и высшее образование.

Выставка


Со временем Илья увлекся философией, историей искусств и религий, физиологией, психологией, физикой. Создал собственную концепцию построения рисунка — он преподает ее своим ученикам, но мечтает о выходе в свет книги, которая бы обобщила весь накопленный им опыт и помогла не только начинающим художникам, но и людям, абсолютно далеким от живописи. У него есть и знания, и желание ими поделиться, нет лишь денег, чтобы издать учебник. Поэтому пока мечта остается лишь мечтой.

Как и другая, личная, связанная с детьми. Шадчневы не загадывали, сколько малышей должно быть в их семье. Они просто радовались зарождению новой жизни, и у них не было вопросов: позволить этому ребенку появиться на свет или нет. Правда, ожидания супругов ни разу не оправдались — вместо предполагаемых сыновей сначала родились старшая и средняя дочери, а потом, когда не возникало сомнений, что снова будет дочь, настоящим сюрпризом стал младший сын Кирилл. Как теперь признается Илья, воспитывали они своих детей по-разному. На долю старшей, Анны, выпали всевозможные педагогические эксперименты неопытных родителей. (Французы не зря говорят, что первый ребенок — это последняя кукла.) Со средней от экспериментов отказались, а с младшим постарались учесть все промахи и ошибки. Пока дети не пошли в школу, мама всегда была рядом с ними. Детский сад они не посещали, что такое «хождение строем» и «обед по расписанию», им было неведомо. С одной стороны, без жесткой дисциплины они научились свободно мыслить, с другой — отцу хотелось бы, чтобы творческого беспорядка в их жизни было чуть меньше. Как однажды выразилась социальный педагог, в семье Шадчневых царил культ детей. У каждого было свое рабочее место, они не знали нужды в играх, книгах, фильмах и пластинках, взрослые общались с ними на равных.

Теперь Илья утверждает: иерархию соблюдать все-таки нужно. Дети должны усвоить, что родители опытнее, мудрее их. Но, в то же время, с каким удовольствием он рассказывает об успехах каждого своего ребенка! Главное – чтобы они смогли реализовать тот потенциал, который накопили в семье родителей. Это и есть еще одна мечта Ильи Шадчнева. Он понимает, что им трудно конкурировать с отцом. Но они стараются. Им хочется быть лучше – и в живописи, и в литературе.

Выставка


Да-да! В литературе! Лет 30 назад, еще будучи студентом, Илья впервые попробовал писать стихи. Сначала это были попытки зарифмовать совершенно не связанные по смыслу слова, потом — веселые четверостишия про работу студентов в колхозе на уборке лука, а чуть позже появились и серьезные работы — философская и любовная лирика. Теперь он пишет и в стихах, и в прозе. Так однажды на свет появился необычный проект — «Алфавит» — соединение словесного и изобразительного творчества. В нем каждая картина – это законченная история со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Поясняет, дополняет ее притча, которая может существовать и отдельно от изображения. А еще были «Улицы старой Пензы», «Пословицы и поговорки», «Времена года». Последней в этом году исполнилось 25 лет.

Сейчас художник с грустной улыбкой вспоминает трудные 90-ые прошлого века, когда не было ни средств, ни возможности купить хорошие краски и инструменты для рисования. Приходилось как-то приспосабливаться, выдумывать что-то свое, чтобы добиться нужного результата. В ход пошли поролоновые и резиновые губки, шпатели, силиконовые щеточки. Так, постепенно, на ошибках и удачах, он нашел собственную технику – технику прозрачных фактур. Стал писать небо, воду, дожди и туманы. Не на холсте – на пластике воссоздавал виденные когда-то картинки: изгиб ветки, клочок травы, старенький мостик через речку. Порой сам себе удивлялся: как много, оказывается, хранится в его памяти. И радовался возможности подарить другим всю красоту и гармонию замеченных им природных явлений.

В его пейзажах не увидишь искрящийся на солнце снег, жаркий июльский полдень, насыщенную зелень еще не запылившихся листьев. Все мягко, приглушенно, ненавязчиво. На первый взгляд, даже скучно. Но почему-то зрителям первого взгляда всегда недостаточно. К каждой картине хочется подойти снова и снова. Чтобы вдумчиво, уже никуда не торопясь, рассмотреть мельчайшие детали, погрузиться в тихий, немного печальный, но всегда удивительно светлый мир художника, а потом уйти в свой собственный внутренний мир и отыскать в нем ответы на многие вопросы, сделать паузу в бешеном ритме жизни и вспомнить, как удивительны рассветы и закаты, сколько таинственности в тумане и какими непередаваемыми ароматами наполнен лес ранней весной.

До 7 марта у зареченцев есть возможность побыть наедине с собой на выставке Ильи Шадчнева «Времена года» в Маркетинго-выставочном комплексе ПО «Старт». Жаль только, что работает он лишь по будням, до 17:00. Поэтому художник и делает все возможное, чтобы в городе появилась галерея, в которой могли бы показывать свои работы зареченские художники и те, кто уже уехал из родных мест. Галерея, в которой хватило бы места даже для самых больших полотен, где был бы правильно выставлен свет, и куда можно было бы прийти в выходной вместе с детьми. Потому что им предстоит жить в еще более бешеном темпе, чем нам с вами. А значит, мы должны научить их делать паузы.

Фото автора


Похожие статьи