Тарханские святки
Журналист
Журналист
Алексей Молебнов

Большое количество праздников приходится на зимний период. Одним из самых длительных являются святки — с 7 по 19 января. Они состоят из двенадцати праздничных дней, как говорили в русском народе «от звезды и до воды». То есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

1.jpgСвятки на Руси отмечались с большим размахом: на улицах были слышны колядские песни, молодежь играла в игры, девушки устраивали гадания. Традиции встречи этих волшебных дней живут в нашем народе и сегодня. Каждый год в музее — заповеднике Тарханы проводятся настоящее торжества. О том как местные крестьяне устраивали зимние посиделки, и что было на столе у дворян рассказала научный сотрудник музея — заповедника Татьяна Гаранина.

Посиделки в избе


— С наступлением холодов молодежь стремилась найти уютное пристанище, теплую избу. Так, с давних пор в Тарханах возникли посиделки, — говорит Татьяна Гаранина. — Девушки, подруги, жившие по соседству, в количестве шести–восьми человек, подыскивали поблизости квартиру у какой-нибудь одинокой вдовы, которая получала за это небольшую плату. Часто девушки брались помочь ей на осеннее
–зимнее время с топливом Каждая по очереди приносила с собой высушенные лучины и поддерживала их горение в течение вечера.
Взаимная выгода обеих сторон была очевидна: девушки получали надежный приют, а хозяйка — горячую печку, даровое освещение и молодое живое общение. На посиделках в начале вечера девушки, чаще всего, занимались рукоделием: кто-то прял, кто–то вязал, шил и вышивал. Но и молча они не сидели: пели песни, обсуждали сельские события, рассказывали сказки. Где девушки — там и парни.

Не успеют первые обжить свое гнездышко, как вторые уже тут как тут. Они бродили по селу с одних посиделок на другие, и везде им привет и внимание. Продолжались посиделки до позднего вечера. Бывало,что в непогоду здесь же и оставались ночевать. Девочки спали на полатях, лавках , а ребята — на полу, соломе .В отличии от девушек, парни никогда делом не занимались ,да и девушки не до полуночи рукодельничали. Поработав с вечера ,они откладывали свое занятие, и начинались игры ,шумные развлечения. Игры были посиделочные, цель их сводилась к одном помочь паре сблизиться.

Вот по условиям одной игры выпадал черед садиться на скамейку «спина к спине» парню с девушкой и по счету «раз, два, три» резко повернуть голову вправо или влево. Если они оказывались лицом к лицу, то парень имел право поцеловать девушку. Каталась молодежи и на санях с горы. По праздникам парни и девушки с утра до вечера пропадали на склонах горы. Увлекался этой забавой и юный Миша Лермонтов устраивалась гора и на ней катали Михаила Юрьевича ,и вся дворня ,собравшись потешала его.

Таусень, таусень


Шумно и весело встречала и провожала тарханская молодежь святки. Они продолжались почти две недели: с 25 декабря по 6 января старого стиля. В этих рождественских и новогодних празднествах участвовали и дети. Они ходили по домам и колядовали, т.е. пели поздравления и пожелания благополучия (в Тарханах колядки назывались таусенями).

Когда-то к колядованию крестьяне относились серьезно, ибо видели в нем заклинание хорошего урожая, а потому хозяйки одаривали колядовщиков печеньем, которое приготовляли именно к этому празднику. Вот и ходила по селу молодежь толпами, распевая под окнами или заходя в избы:

Таусень, таусень,
Новый Год!
Пышки, лепешки,
Свиные ножки!
Дяденька, тетенька,
Дай пирожка.
Не дашь пирожка -
Сведем бычка за рожка.

В Святки было широко распространено хождение ряженых. В Тарханах этим увлекались многие, особенно женщины и молодежь. Вывернув шубы и полушубки мехом наружу, раскрасив лицо или наложив на него собственноручно сделанные маски, они изображали медведей, волков и других животных.

«Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, - сообщал С.А. Раевский, — плясали, пели, играли кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Михаил Юрьевич бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: «Бабушка, вот еще один такой пришел!» — и ребенок делал посильное описание. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время Святок освобождались от урочной работы».

В памяти С.А. Раевского запечатлелись события, связанные с годами детства М.Ю. Лермонтова. Мемуарист не мог знать всю ту среду, которая окружала его друга в отроческие годы, потому что не жил уже в то время в Тарханах. Не исключено, что подростком Лермонтов был очевидцем многих явлений, происходивших как на барской усадьбе, так и в самом селе.

Чтобы иметь более полное представление, какое веселье сопровождало святочные гульбища и какие картины могли разыгрываться на них, обратимся к воспоминаниям С.Т. Аксакова. Он описывает подлинный случай, когда его самого однажды дворовые девушки тайно от родителей доставили на святочное представление ряженых в людскую избу. В этом игрище, свидетельствует он, «...ожидала нас, перенаряженная в медведей, индеек, журавлей, стариков и старух, вся девичья и вся молодая дворня.

Несмотря на сальные вонючие огарки, даже дымную лучину, плохо освещавшую просторную избу, несмотря на удушливый мефитический воздух, сколько было истинной веселости на этих деревенских игрищах! Чудные голоса святочных песен, уцелевшие звуки глубокой древности, отголоски неведомого мира еще хранили в себе живую обаятельную силу и властвовали над сердцами неизмеримо далекого потомства! Каким-то хмелем веселья, опьянения радости проникнуты были все. Взрывы звонкого дружного смеха часто покрывали и песни и речи. Это были не актеры и не актрисы, представляющие кого-то для удовольствия других, — себя выражали одушевленные песенницы и плясуньи, тешили они от избытка сердца, и каждый зритель был увлеченное действующее лицо. Все пело, плясало, говорило, хохотало...»

Как гадали


2.jpgНепременным и любимым увлечением в Святки было гадание. Молодежь хотела знать о своей судьбе и потому не пропускала ни одного из трех вечеров, отведенных для гадания: накануне первого и последнего дня Святок и под Новый год.

Гадали преимущественно девушки. По двое, по трое или всей сколотившейся на посиделках компанией они, как стемнеет, выходили на улицу и по очереди стучали в окна то в одной избе, то в другой или проникали в сени и через дверь спрашивали: «Как жениха зовут?» Если им отвечали быстро, не медля ни минуты, называли первое пришедшее на ум имя, то так должны звать жениха той девушки, которая спрашивала.

Или сбрасывали с ноги валенок так, чтобы он перелетал через плетень. Куда направлен носок валенка, оттуда и жди сватов.
Или скакали на кочерге и кричали: «Залай, залай собачка, у свекра на дворе!» Потом прислушивались и по лаю определяли место будущего житья.

Или, подкравшись в сени, подслушивали разговоры в избе и по ним пытались угадать, что ожидает впереди. Так, А.И. Потапова вспоминает, что она услышала, как хозяин, у двери которого приникла ухом, говорил о драке. «Батюшки, — подумала она, — значит, моя семья будет драчливая!»

Или выдергивали в темноте у овцы клок шерсти: какого цвета окажется шерсть, такого цвета и волосы у суженого. Или заранее прятали в копне соломы квашню. А квашня, как известно, наиглавнейший предмет домашней утвари и принадлежит он хозяйке. Так что вполне закономерно, что та из девиц, что сразу наткнется на нее, должна в наступающем году выйти замуж.

Озябнув на улице, девушки перебирались на посиделки. Здесь гадания продолжались иногда при парнях. Одно из них сохранялось в Тарханах до 1930-х гг. Суть его заключалась в следующем: девушки по очереди уходили во двор и, сняв в темноте с нашеста курицу, приносили в избу.

Если разбуженная и напуганная среди ночи птица, оказавшись на свету и в кругу людей вела себя тихо, спокойно, то это значило, что у девушки будущая свекровь будет смирной, ласковой. Если же курица станет кричать, метаться, вырываться из рук, — свекровь окажется сварливой и злой .

Второй способ связан с обязательной переменой места для ночлега. Здесь не нужно ничего подкладывать под подушку, а только, ложась, прошептать: «Ложусь на новом месте, приснись жених невесте!» И тоже ни с кем больше ни слова.

Как видим, многие игры, святочные обычаи, гадания во многом были связаны с установлением любовных отношений между парнем и девушкой. В Тарханах, судя по воспоминаниям старожилов, каждый человек с юных лет готовил себя к супружеской жизни. Ежегодно осенью и зимой до Великого поста, когда крестьяне были свободны от трудов праведных, игрались десятки свадеб. Они проводились по своего рода постоянному сценарию, имели древнюю традицию и даже самобытность.

На праздники местные жители любили варить традиционные русские напитки.

Дворянские напитки


ДУШИСТЫЙ ЗАВАРНОЙ СБИТЕНЬ
Ингредиенты: 1 кг белого пчелиного меда
40 г хмеля
пряности (гвоздика, мята, корица, кардамон) по вкусу
Мед растворить в кипятке, тщательно перемешать и выдержать сутки. Затем при помешивании прокипятить его на слабом огне в течение 2 часов, снимая пену. За 15 мин. до окончания кипения в мед положить хмель и пряности. Слить смесь в чистый бочонок.

СБИТЕНЬ ОБЛЕПИХОВЫЙ
Ингредиенты: 100 г облепихи
100 г меда
3 г гвоздики
5 г корицы
5 г кардамона или имбиря
1 лавровый лист
1 л воды

Гвоздику, корицу, кардамон или имбирь, залить водой и кипятить 10 мин. За 5 мин. до окончания варки положить лавровый лист. Процедить, добавить мед, сок облепихи и довести до кипения. Для приготовления сока облепиху протереть и отжать.

КЛЮКВЕННЫЙ КИСЕЛЬ
Ингредиенты: 1 стакан клюквы
¾ стакана сахара
3 ст. ложки крахмала
1 л воды

Клюкву перебрать, промыть, выжать из нее сок и убрать в закрытой посуде в холодильник. Выжимки залить горячей водой, сварить, затем процедить. Добавить в отвар сахар, крахмал, довести до кипения, снять кастрюлю с огня, добавить отжатый сок. Кисель размешать.

Фото из источников Татьяны Гараниной



Похожие статьи