Шерлок Холмс в Пензе


Великий сыщик на театральных подмостках
«Феномен Шерлока Холмса» еще при жизни Конан Дойля стал предметом бурных обсуждений и даже серьезных научных исследований. Популярность рассказов о приключениях великого сыщика выплеснулась далеко за пределы туманного Альбиона и вскоре докатилась до Российской империи в целом и до Пензы в частности.
В январе 1907 года на сцене народного театра (в будущем он превратится в областной драматической) поставили спектакль по мотивам произведений Конан Дойля. Зрелище получилось захватывающим и богатым на спецэффекты, но особого интереса у публики не вызвало. В вышедших на следующий день «Губернских ведомостях» в традиционном обзоре театра и музыки не без ехидства сообщалось:
«Граждане так увлеклись выборами (очевидно, имеются в виду выборы в Первую государственную думу — прим. авт.), что даже сенсационные приключения Шерлока Хольмса привлекли в театр микроскопическое количество зрителей, главным образом учащихся и «беспартийных».
Что проделывалось на сцене — трудно передать: стреляли, убивали, экспроприировали, лазили в окно, спускались по водосточной трубе, превращались мужчины в дам и обратно и пр., одним словом, все шло по программе пьес такого рода.
Шерлоку Хольмсу повезло на петербургской сцене, кроме его старых и новых приключений скоро пойдет новинка, «Жена Шерлока Хольмса», может быть, скоро мы увидим на сцене и детей Хольмса, это своего рода дань времени, наглядное изображение вкусов публики и падения сценического искусства».

История без конца
Но вскоре «Ведомости» то ли сменили гнев на милость, то ли решили показать столичным драматургам, как на самом деле нужно обращаться с наследием Конан Дойля. Два года спустя, в апреле 1908, в № 90 публикуются первые три главы остросюжетного детективного рассказа, озаглавленного просто и вместе с тем не без интриги — «Шерлок Холмс в Пензе».
По сюжету, однажды душной апрельской ночью в Пензу на сибирском экспрессе прибывают два необыкновенных пассажира. Один из них — изворотливый вор Станислав Патарский по прозвищу Стикс, накануне укравший у некой немецкой баронессы фамильные бриллианты на полмиллиона марок. Другой — великий сыщик Шерлок Холмс, которого баронесса наняла, чтобы вернуть бриллианты и наказать преступника. Любопытно, что Холмс на протяжении всего повествования действует инкогнито, представляясь жителем города Варшавы Стефаном Друсевичем, комиссионером по продаже граммофонов.

Пенза встречает сыщика неласково. Едва сойдя с поезда, он нанимает извозчика, устремляется в погоню за Стиксом, ускользнувшим чуть раньше… и после того, как у пролетки разлетается колесо, оказывается в канаве с навозом. Да и впоследствии, осматривая город в поисках вора, сталкивается со множеством любопытных и не всегда приятных деталей: базарная площадь обильно удобрена все тем же навозом, в сад при народном театре лезут все, кому не лень, кованая решетка, окружающая городской сквер, поломана во многих местах. Надо полагать, корреспонденты газеты, на страницах которой в литературном разделе обычно помещались фельетоны и сатирические зарисовки, остались верны себе и решили внести в развлекательное чтиво элемент злободневности.
Между тем Стикс затевает с сыщиком игру в «кошки-мышки». Он путает следы, издевки ради приглашает Холмса в народный театр, а когда план проваливается – заманивает лодку, в стоящую на причале у Лебедева моста, и отправляет ее на середину Суры. А после….
…после рассказ неожиданно обрывается. То ли читатели не оценили творческий эксперимент, то ли сами авторы утратили к нему интерес, но факт остается фактом – продолжение рассказа «Шерлок Холмс в Пензе» так никогда и не увидело свет.
В новейшее время — в 1996 году — рассказ был впервые полностью опубликован в газете «Мир людей». Коллектив редакции предложил читателям любопытный конкурс — придумать для него свою концовку. Автору лучшего варианта полагался приз: книга московского художника Леонида Козлова «Холмс. 1000 рисунков» с автографом автора.

Это интересно
Но не Холмсом единым. В 1845 году ветеран сражения при французском городке Амштеттен, бывший чиновник особых поручений Санкт-Петербургской казенной палаты, следственный и частный пристав Иван Петрович Штевен написал фантастическую повесть «Магические очки». Рассказывалось в ней, что примечательно, об очках, при помощи которых главный герой мог становиться невидимым. Да-да, именно так: наш с вами земляк на 52 года опередил Герберта Уэллса с его «Человеком-невидимкой». Но если «Человек-невидимка» принес Уэллсу всемирную славу и стал одним из самых экранизируемых произведений английской фантастики, то работа Ивана Петровича так и не снискала особой известности.
В настоящее время «Магические очки» — равно как и другие произведения Штевена — присутствуют в электронном каталоге Российской национальной библиотеки, где их может заказать и прочесть любой желающий.
По материалам Государственного архива Пензенской области Источник фото: из открытых источников