С вопросом о памятнике к согласию не пришли
Журналист
Журналист
Максим Денисов

11 октября в Губернаторском Доме состоялся круглый стол по вопросу установки памятника жертвам Гражданской войны и политических репрессий. К сожалению, вынуждены констатировать, что мероприятие показало неготовность общества к согласию в данном вопросе. Стороны, вроде бы, и были готовы к диалогу. Но слышать друг друга так и не захотели.

Гражданская война

В результате инициаторы проекта, вроде бы, пошли на попятную, высказавшись в том духе, что «ничего еще не решено». Свое мнение по данному вопросу мы высказали уже в следующих материалах на портале «Пенза-Онлайн»: здесь и здесь . Потому повторяться особого смысла не вижу. А вот общественные позиции сторон противостояния озвучить полагаю полезным.

Мысль о возможном расколе в обществе по вопросу установки такого памятника высказал практически одновременно с нами, пензенский художник и краевед Олег Антонов. Что особенно значимо, на наш взгляд, этот человек отнюдь не придерживается левых взглядов, как устраивавшие акции протеста против возведения памятника представители Поколения нового времени. Но скорее, он придерживается противоположных, консервативных взглядов. И теме не менее, он пришел к схожим выводам.

Олег Антонов: «Из сообщения на официальном сайте Епархии и телевизионного выступления юриста Пензенской Епархии Киры Аристовой (от 29 июня и 2 августа сего года) стало известно о «проекте Епархии» воздвигнуть в городе «Памятник новомученикам, жертвам Гражданской войны политических репрессий».

У неравнодушных к духовной жизни города жителей при ознакомлении с этими двумя документами возникают некоторые вопросы. Главный из которых: что понимается под «жертвами политических репрессий»? Кому же все-таки предназначается этот памятник? Новомученикам, жертвам Гражданской войны или политических репрессий? Данный на сайте ответ весьма мутен, надо бы определиться конкретнее. Это же три разные категории (!)

Еще один вопрос: это памятник жертвам, имеющим отношение к Пензе или, так сказать, «общечеловеческим»? Логика подсказывает, что имеет смысл ставить тем, кто проявил себя, прославился именно на Пензенской земле.

Кроме прочего, было высказано намерение на барельефе памятника изобразить конкретных людей. Законно возникает вопрос: кто будет определять достойных увековечивания? Будут ли это решать только инициаторы, или и мнение горожан будет каким-то образом учтено? Или, откликнувшись на призыв, от нас требуется только вносить деньги, не спрашивая, кому он? «Вы, дескать, создайте, а уж куда направить, мы сами знаем, не лезьте не в своё дело».

Обращают на себя внимание слова на сайте Епархии: «Открытие памятника приурочено к 100-летию трагических событий Октября 1917 года».

Ключевые слова здесь — «трагические события». Это есть выражение оценки епархии: позиция. Возникает сомнение: надо ли эту позицию озвучивать? Ведь она не общепринята!

Этими словами выражается определенная политическая линия, а надо ли Церкви эту линию здесь выражать? Ведь Революция только частью общества рассматривается, как «трагедия» и начало братоубийственной смуты. Другая, и очень значительная часть общества, понимает Революцию, как величайшее историческое событие, которое изменило мир.

Эта часть считает, что не только неисчислимые жертвы стали следствием этой Революции, но и многие победы: это и создание тысяч заводов и предприятий, превративших Россию во вторую по мощи страну мира; и взятие Рейхстага в 1945; и русский прорыв в Космос: и многое другое.

В оценках Революции единомыслия сегодня нет, общество расколото. Принимая одну из сторон этого противостояния, Епархиат способствует отнюдь не «примирению исторического прошлого», как провозглашает на своем сайте, «дальнейшему разделению на «красных» и «белых».

Выскажем сомнение: стоит ли вообще открытие Памятника увязывать с юбилеем Революции? Ведь Церковь не выступает за какую-нибудь политическую партию, например, на выборах. Как недавно сказал Патриарх: «ВСЕ прихожане, независимо от их партийной принадлежности и политических симпатий, являются чадами нашей Церкви».

Вероятно, такой напор с обеих сторон, вынудил инициаторов «сбавить обороты». Достаточно мудро прозвучали слова прозвучали слова Митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима. Он «выразил удивление реакцией отдельных граждан на предложение установить на Советской площади памятник жертвам репрессий».

Митрополит Серафим: «На прошлой конференции возникла идея о том, чтобы увековечить память жертв политических репрессий, что в Пензе можно создать некий монумент или памятник<…>. Я даже не предполагал, что этот вопрос вызовет такого рода сопротивление».

И? дескать, пока, никакого конкретного решения не принято: «Единственное, что мы провели — это круглый стол с представителями городской и областной власти, чтобы высказать эту идею. <…> Причем это было пожелание потомков репрессированных людей, которые за свои деньги хотели поставить этот памятник».

Но в таком случае возникает вопрос: а о чем вела дотоле речь подчиненная владыки Кира Аристова? Двусмысленность какая-то получается. В примирительном духе высказался и заместитель председателя правительства региона Олег Ягов.

Олег Ягов: «Мне кажется, в год 100-летия гражданской войны это будет объединяющая идея, которая поможет сплотить нацию, народ, население Пензенской области… Мемориал-памятник не персонифицирован. Этот памятник должен примирять все стороны конфликтов в сегодняшней ситуации. Он не несет какой-то идеологической или политической подоплеки».

Но не все выступавшие были настроены столь миролюбивы. Резким диссонансом прозвучало выступление депутата Законодательного собрания области Александра Ерёскина. Тот выступил с обвинениями в адрес организации ПНВ, проводившей акции протеста. Та, дескать, получила за эти акции от кого-то деньги. Хочется, в связи с этим, поведать уважаемому Александру Ивановичу, что далеко не все в этом мире делается исключительно за деньги. Некоторые поступки некоторыми людьми, как это не может показаться диким, совершаются по убеждениям. Хотя, понятно, что и деньги — тоже могут быть убеждением…

А вот теперь скажите, удивительно ли, что после таких обвинений, столь непримиримо прозвучали слова руководителя огульно обвиненной организации «Поколение нового времени»? Хотя, уверен, они прозвучали не от обиды, а из-за принципов, тем не менее..

Иван Финогеев: «Пять миллионов, которые нужны на изготовление и установку памятника, можно потратить на более ценные и полезные цели для города и его жителей. Однако же, не вызывает сомнения, что, если епархия решила установить этот памятник, аи городская с областной власти ее поддерживают, то они его установят… Ещё раз напоминаю и чиновникам, и попам. ПНВ и я лично не намерены сдавать позиции по вопросу установки данного мемориала. Протесты на этом не заканчиваются».

Итак, стороны не пришли к согласию. Конечно, до столетней годовщины Октябрьского переворота еще целый год. Есть время прийти к консенсусу. Было бы желание. Которого, увы, пока не видно.

Источник фото: SYL.ru

Похожие статьи