По Пензе с экскурсоводом: Архиерейский дом
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает увлекательное путешествие по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода и пары художников. На очереди очередной исторический объект – Архиерейский дом…



Итак, наша экскурсия продолжается, и во главе с нашим экскурсоводом мы оказываемся в сквере имени 40-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Об одном из интересных объектов, расположенных в этом сквере, а именно – о монументе «Слава Героям», установленном здесь в 1970-м году, мы уже успели рассказать в одной из отдельных статей. Поэтому сразу движемся дальше.

– Перед нами захоронения пензенских святителей, – говорит Светлана Алексеевна, указывая на четыре установленных в сквере деревянных креста. – Афанасия, Амвросия, Григория и Антония, останки которых в 1998-м году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима были извлечены из-под спуда земли на Советской площади и перезахоронены здесь.



Мы поднимаемся по ступеням лестницы к месту упокоения останков архиереев и останавливаемся на площадке перед старинным трехэтажным зданием, которое известно всем жителям Пензы как Дом архиерея.

– Посмотрите, пожалуйста, на этот красивый трехэтажный дом с шестиколонным портиком по центру, – просит нас экскурсовод. – Он был построен как резиденция пензенских наместников. Шестнадцать лет в конце восемнадцатого века, с 1780-го по 1796-й год, правителем пензенского наместничества был генерал-поручик Иван Алексеевич Ступишин, которому и обязаны своим возникновением здания всех присутственных мест Пензы, собственно, как и этого прекрасного особняка. Говорят, что, живя здесь, наместник края из своего дома контролировал приход на работу чиновников присутственной линии. Помните, я показывала вам здания на улице Белинского?

Все члены нашей маленькой экскурсионной группы нетерпеливо кивают в ответ.

– Сейчас из-за деревьев видеть эти здания мы не можем, – улыбается Светлана Алексеевна. – А раньше, когда их не было, выходит, все было возможно. Для справки – Иван Алексеевич Ступишин родился 23-го мая 1734-го года в селе Пановка, ныне Пензенского района. Государственный деятель, генерал-поручик. После учреждения пензенского наместничества стал первым его правителем. Дворянский род Ступишиных был внесен в родословные книги Московской, Пензенской, Симбирской и Костромской губерний.

С 1780-го по 1796-й год Иван Алексеевич Ступишин был первым пензенским наместником. При нем было составлено «Описание губернского и уездных городов (с их округами)», утверждены гербы городов и первые генпланы их застройки, образована пензенская Городская дума. Иван Алексеевич был награжден орденом Святого Владимира второй степени. Жил он в Пензе и селе Пановка. Погребен в своем имении в селе Любятине Пензенского уезда (ныне Пензенского района). В имении Ступишина была библиотека книг на русском и французском языках. Приемник Ступишина, действительный статский советник Михаил Яковлевич Гедеонов, правил и владел этим домом не долго, меньше года.

– Что же произошло? – интересуется юноша-художник.

– История Пензы помнит разные статусы административно-территориального управления: сначала крупномасштабного уезда соседних краев, в том числе, и Азовского, затем было воеводство, совсем недолго – наместничество, потом – губернаторство (дважды), – рассказывает Светлана Алексеевна. – После упразднения Пензенской губернии и перехода Пензы из Тамбовской в Саратовскую епархию, в самом конце восемнадцатого века, в 1797-м году, этот дом был отдан для размещения в нем архиерея, не нашедшего подходящего для себя помещения в Саратове. И даже через четыре года статус пензенской губернии, в 1801-м году, был восстановлен, дом не был возвращен светским властям, а остался во владении епархии и служил местом пребывания всех восемнадцати архиереев, вплоть до революционных событий двадцатого столетия.

– Хм, интересно, – качает головой молодой человек.

Наш экскурсовод, тем временем, продолжает свой рассказ:

– По архитектуре – это нарядный классицизм. Все строго, ясно, пропорционально. Из декора – шестиколонный аттик, рустовка первого этажа и фронтона. В начале девятнадцатого века с северной стороны построено двухэтажное здание Духовной консистории, соединенное с архиерейским домом вставкой. Кстати, а знаете, что такое Духовная консистория? Это те же присутственные места, только при архиереях. То есть, если линия присутственных мест в Пензе состояла из государственных учреждений, а также помещений, ими занимаемых (приемная, канцелярия), то по уставу через Духовную консисторию производится управление и суд в епархии. Вот правое крало здания и является как раз консисторией.

Мы еще раз внимательно осматривает строгие и изящные линии старинного особняка.

– В середине девятнадцатого века, – продолжает Светлана Алексеевна, – к Архиерейскому дому примкнула Крестовая церковь, что вызвало здесь формирование усадебного комплекса. Данные новые строения были выполнены в стиле древнерусского зодчества. Во времена советской власти в бывшем Архиерейском доме размещался Центральный штаб Красной гвардии Пензы. Несколько позже Архиерейский дом был преобразован в штаб резерва Красной Армии при Центральном штабе РККА, реорганизованном позже в губвоенкомат. Некоторое время здесь находились художественные мастерские. Десять лет назад, в 1996-м году, уже обветшавшее здание (ему все-таки 250 лет!) было возвращено Пензенской епархии.

В 1998-м году при реконструкции и расчистке от старых обоев стен в южной части третьего этажа были обнаружены старинные изображения святых, сделанные в середине девятнадцатого века, по всей видимости, художником Кузьмой Александровичем Макаровым с учениками, среди которых был и его сын Иван Кузьмич Макаров, будущий академик. Его картины можно увидеть в нашей и Саранской картинных галереях. С этого началось восстановление бывшей Крестовой церкви Архиерейского дома. На момент постройки Архиерейский дом представлял собой хороший образец зрелого классицизма.

Сегодня это здание восстановлено и представляет теперь памятник истории и культуры. От лицезрения этого сооружения ощущаешь какое-то благостное и в то же время возвышенное состояние. Сегодня этому способствует, в первую очередь, решение его цветовой гаммы. Ну, а сейчас мы с вами мимо здания консистории вернемся на улицу Никольскую – улицу Карла Маркса…

Фото автора

Похожие статьи