Пензенские звёзды: Иван и Александр Мозжухины
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

В декабре 2015 года в Пензе в очередной раз проходит ставший уже традиционным кинофестиваль имени Ивана Мозжухина — «Мужская роль». Мало кто из поклонников его величайшего таланта мог предположить, что он родился вдали от всех столиц, в крестьянской семье. И мало кто из земляков сегодня знает, что певческому таланту и славе его старшего брата Александра завидовал его современник Шаляпин.

Пензенским зрителям снова предоставляется возможность увидеть новые российские художественные и документальные фильмы, пока ещё не попавшие в коммерческий прокат или на телевидение. И снова ненадолго, по крайней мере, на несколько дней, воскресает память о человеке, ставшем незримым «покровителем» пензенского фестиваля, — великом киноартисте Иване Мозжухине, удостоенном в своё время громких неофициальных титулов «кинозвезды» и «короля экрана». А кроме этого — признательности во всём мире за выдающийся вклад в киноискусство.

«Этот актёр... воистину прославил на весь мир русскую кинематографию с её подлинным драматизмом и романтическим дуновением...», — утверждал писатель И.С. Лукаш, видевший многие отечественные и зарубежные фильмы с участием Ивана Мозжухина и то, как их встречали зрители самых разных национальностей. Хотя большинство этих зрителей, восхищавшихся творчеством артиста, и предположить не могли, что этот блистательный романтический герой и джентльмен (и на экране, и в жизни) родился в простой русской крестьянской семье, в глубине России, в пятидесяти верстах от ближайшего города, называвшегося Пензой.

Конечно, следует уточнить: семье простой, но не обычной. По меркам того времени семья управляющего имением князей Оболенских в селе Сергиевское Петровского уезда Саратовской губернии (сейчас — часть села Кондоль Пензенского района Пензенской области), вольноотпущенного крестьянина Ильи Ивановича Мозжухина, считалась местной элитой. Супруга Ильи Ивановича, Рахиль Ивановна, была дочерью сергиевского священника Ивана Аполлоновича Ласточкина. В семье было четверо детей — одни сыновья, надежда и опора в будущем. Все получили образование, вполне доступное крестьянским детям того времени: старший, Александр, окончил Пензенскую духовную семинарию, затем Московское Музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе; средние братья-погодки — Алексей и Константин — начав с духовных училищ, перешли затем к светскому образованию: Алексей окончил Тверское кавалерийское училище и стал офицером армии, Константин после окончания Санкт-Петербургских мореходных классов работал в пароходных компаниях на Волге — штурманом и помощником капитана (а в войну стал офицером флота). А самый младший, Иван, родившийся через 11 лет после первенца Александра, — 26 сентября по старому стилю (8 октября н. ст.) 1889 года, — поступил во 2-ю мужскую гимназию в Пензе, и после её окончания — на юридический факультет Московского университета.

Однако стать юристом Ивану Мозжухину было не суждено. Его привлекла совсем другая жизненная стезя — путь артиста. Примером в этом стал брат Александр, который с детства учился петь и играть на скрипке, потом окончательно увлёкся пением и стал профессиональным певцом. Начав с выступлений в составе гастрольных оперных трупп, Александр Мозжухин постепенно совершенствовал своё певческое искусство и привлёк внимание уже столичных театров: с 1912 года он выступал на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной драмы, а затем гастролировал по всей России и за рубежом как солист с заслуженным именем первого разряда — на уровне Шаляпина. Как считали современники, Александр Мозжухин ни в чём не уступал Шаляпину голосом (у обоих были одинаковые басы-баритоны, basso-cantante), а в драматической игре и камерном исполнении превосходил его. Талант и мастерство Александра Мозжухина обеспечили ему заслуженное место в пантеоне музыкальной славы России. Отзывы критиков о певце Мозжухине были восторженными: «…Звезда светозарная, звезда прекрасная, блистательная на русском небе мирового искусства…»; «Художник сцены, обаятельный актёр и певец, один из первых в плеяде наших знаменитостей»; «Редкий талант, многообразный, многогранный, всем народам доступный, всех чарующий и увлекающий»…

Конечно, со слов старшего брата Иван Мозжухин знал, насколько трудна на самом деле актёрская профессия. И всё же рискнул, ещё в гимназии, выступать на сцене — сначала любительской, а потом и профессиональной. В этом большую помощь оказал ему антрепренёр и актёр Пётр Заречный (Телегин), познакомившийся с Иваном в Пензе в 1908 году. Он пригласил способного юношу в свою труппу, и Иван, проучившись в университете всего один год, стал артистом. Сначала тоже выступал в провинции, пока в 1911 году не получил приглашения от режиссёра труппы Введенского народного дома в Москве. С этого момента и до 1918 года Иван Мозжухин работал в московских театрах. И здесь же, в Москве, начал сниматься в кино: в эпизодах, второстепенных ролях, а потом и в главных. Всего за пару лет Иван Мозжухин стал одним из ведущих киноартистов России, работал в крупнейших отечественных кинофирмах — сначала у А. Ханжонкова, затем у И. Ермольева, с лучшими российскими кинорежиссёрами: Я. Протазановым, П. Чардыниным, Е. Бауэром, В. Старевичем. До Октябрьской революции сыграл более чем в 70 кинофильмах. Наиболее значительные из них были сняты в годы первой мировой войны — «Николай Ставрогин (Бесы)» (1915), «Пиковая дама» (1916), «Сатана ликующий» (1917), «Отец Сергий» (1918) Протазанова.

К сожалению, в 1920 г. Мозжухин был вынужден покинуть Россию вместе с коллективом студии И. Ермольева и поселиться во Франции, где русские эмигранты основали собственную киностудию в пригороде Парижа Монтрёй-су-Буа. Работа во французском кино стала для него очередной ступенькой к мировой славе: фильмы «Дитя карнавала» (1922), «Костёр пылающий» (1923), «Михаил Строгов» (1925), «Покойный Матиа Паскаль» (1925), и в особенности «Кин» (1923) и «Казанова» (1926) сделали его звездой абсолютной величины. Однако неудачный контракт с американской кинофирмой Universal на несколько лет оторвал Ивана Мозжухина от Франции, и в это же самое время кинематограф резко изменился — началась эпоха звука. Мозжухин, разработавший уникальную технику «немой» актёрской игры, был вынужден уйти из кино после нескольких неудачных звуковых картин с его участием. Оказались невостребованными и его таланты режиссёра и сценариста: начался мировой кризис, и большинство эмигрантов остались без работы.

Отстранение от любимого искусства подорвало здоровье Ивана Мозжухина. 17 января 1939 г. он умер от скоротечного туберкулёза в клинике парижского предместья Нейи в возрасте неполных 50 лет.

Тяжёлое для России испытание революцией, заставившее Ивана Ильича (а в 1925 году — и Александра Ильича) покинуть родину, разрушило жизнь всей семьи Мозжухиных. Алексей и Константин, неоднократно подвергавшиеся репрессиям, погибли в конце 30-х годов, а Илья Иванович умер в нищете и горе, оставшись без помощи близких.

Покинувший Россию Александр Мозжухин более 10 лет выступал в лучших театрах Европы, но потом началась война, а после неё наступила старость и бедность. Полуголодное существование, тоска по родине и тяжёлая болезнь оборвали жизнь Александра Ильича на 74-м году — 1 июля 1952 года, в городке Аньер-сюр-Сен под Парижем. Оба брата — Иван и Александр — похоронены в одной могиле на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа. Не так давно могила осталась без присмотра и могла быть разрушена, если бы не вмешательство российского посольства. Теперь могила находится под опекой правительства Франции.

Имена эмигрантов Мозжухиных долгое время были под негласным запретом. Только после 60-х гг. атмосфера смягчилась и свет блистательных «пензенских звёзд» вновь пробился сквозь искусственные преграды. А в 1989 году в Кондоле, на родине Ивана Мозжухина, к 100-летию со дня рождения артиста был открыт мемориальный музей братьев Мозжухиных, с посещения которого начинаются теперь все мероприятия кинофестиваля «Мужская роль».

Похожие статьи