19° ... 19°, ветер 1 м/с
62.83
70.61
Пензенские краеведы прошли по пути легендарных летчиц
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

В конце прошлой недели в нашем городе были подведены итоги четвертого этапа научно-спортивной экспедиции «По следам пензенских землепроходцев и первопоселенцев». 7-го июля в Пензенском краеведческом музее состоялся круглый стол с краеведами из объединения «Клуб путешественников «Загоскинъ».

Научно-спортивная экспедиция «По следам пензенских землепроходцев и первопоселенцев»

Экспедиция этого года была посвящена знаменитым летчицам, которые стали первыми женщинами-обладательницами золотых звезд Героев Советского Союза. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Рудакова в 1938-м году на поршневом самолете АНТ-37 «Родина» совершили первый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в долину реки Амгунь, пролетев 6450 километров за 26 часов 29 минут. Это был мировой рекорд по дальности перелетов. Имя командира легендарного экипажа Валентины Гризодубовой связано с Пензой: в период с 1929-го по 1930-й год женщина проходила обучение в Пензенской школе гражданской авиации. Валентина Гризодубова стала первой в Советском Союзе женщиной-пилотом и одной из первых была отмечена званием «Почетный гражданин города Пензы».

В прошлую пятницу пензенские краеведы из объединения «Клуб путешественников «Загоскинъ»» рассказали о своем таежной приключении. Александр Шилин, Арсен Морозов и Дарья Морозова изначально ставили перед собой серьезную задачу – почтить память легендарного экипажа АНТ-37 «Родина» – память трех удивительных женщин, выбравших не «женскую» профессию. С собой члены экспедиции везли землю с мест гибели Осипенко и Расковой, а также мемориальную доску Валентине Гризодубовой. Доска была изготовлена в Пензе. В селе имени Полины Осипенко возле стелы, посвященной экипажу «Родины», артефакты были торжественно переданы сельской администрации и сотрудниками местного краеведческого музея.

Путешествие по тайге запомнилось пензенским краеведам передвижением на моторных лодках, свежей рыбой, ухой, глухими лесами, добрыми людьми и, наконец, обломками спасательных самолетов, разбившихся при поиске летчиц 78 лет назад. На вершине сопки Юкачи, где самолет «Родина» совершил вынужденную посадку, пензенцы заложили памятные капсулы с землей. Домой члены экспедиции добирались на поезде. Обратный путь занял целую неделю.

Валентина Гризодубова: «Иного пути, кроме неба, у меня в жизни не было. Да и быть не могло»


В начале двадцатого века техник-электромеханик Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт – создателей одного из первого в мире самолетов. С тех пор мужчина загорелся мечтой сконструировать свой собственный летательный аппарат. Чтобы как можно лучше изучить конструкцию американских авиаторов, Гризодубов купил у киномехаников несколько кадров, на которых были запечатлены полеты американцев.

Самолет был построен. Мать Валентины была модисткой и часто уходила к заказчикам на дом, оставляя ребенка с отцом. Как-то раз Степан Васильевич решил посадить Валю в кабину самолета. Ей тогда было около двух лет. Вместе с малышкой он поднялся в небо. Позже Степан Гризодубов увлекся планеризмом, и будучи еще школьницей, Валентина начала летать на планерах. Кто же мог тогда предположить, что однажды она станет самой известной советской летчицей...

После окончания средней школы Валентина Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. В 1928-м году, будучи студенткой ХТИ, попала в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба, который окончила за три месяца. В 1929-м году, оставив институт, молодая Валентина поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. В период с 1930-го по 1933-й год женщина работала летчиком-инструктором в Тульском аэроклубе, затем – инструктором летной школы в Подмосковье.

Позже год была летчиком агитэскадрильи имени Горького, которая базировалась на Центральном аэродроме в Москве. Работая там, Валентина Гризодубова облетела практически всю страну на самолетах различных типов. В октябре 1937-го года женщина установила пять авиационных рекордов. А в сентябре 1938-го года в качестве командира экипажа вместе с летчицами Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолете АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета (6450 км за 26 часов 29 минут). За выполнение перелета и проявленное мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой было присвоено звание Героев Советского Союза.

Перелет не был простым. После Урала связь летчиц с землей прервалась. По этой причине девушки пролетели мимо Комсомольска-на-Амуре. Едва вдали показалось Охотское море, на панели вспыхнула лампочка, сигнализирующая, что топлива хватит еще на полчаса полета. Валентина Гризодубова приняла решение совершить посадку в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, так как подобная посадка была опасна для сидящего впереди штурмана.

Самолет был посажен на болото в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления «Родины» не знал никто. Начались поиски. Валентине и Полине пришлось пережить настоящий кошмар: увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас», женщины обрадовались – «вот и спасение!». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть и правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Повалился в тайгу и огромный ТБ-3. Спастись на парашютах удалось не всем десантникам. В той авиакатастрофе погибли 17 человек, среди них – Герой Советского Союза Александр Бряндинский.

Таким образом, экипаж «Родины» был спасен только 3-го октября, будучи вновь замеченным с воздуха. На следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она потеряла в болоте теплую обувь и обессилила. Катер «Дальневосточный», выйдя из села Керби, подобрал женщин в верховьях реки Амгуни. 11-го мая 1939-го года летчица-герой Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, отрабатывая полеты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальников главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. После гибели Полины Осипенко село Керби, где совершил посадку легендарный женский экипаж, стало носить ее имя.

В 1941-м году Валентина Гризодубова возглавила Антифашистский комитет советских женщин. В 1942-м стала членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942-го по октябрь 1943-го года, Гризодубова командовала Авиаполком Авиации дальнего действия. Интересно, что полк был мужским, но мужчины слушались Валентина Степановну беспрекословно, называя «матушкой», а ведь ей тогда было всего 32 года.

На май 1943-го года Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (132 – ночных) на самолете ЛИ-2 с целью бомбардировки вражеских объектов, доставки боеприпасов и военных грузов и поддержки связи с партизанскими отрядами. В том же году летчице было присвоено звание полковника. 4-го января 1943-го года гибнет напарница Гризодубовой по дальневосточному перелету – Марина Раскова. Трагедия произошла при перелете на фронт после переформирования в сложных метеоусловиях.

На одном из юбилейных вечеров Валентина Гризодубовой маршал авиации Евгений Савицкий продемонстрировал трофейный немецкий плакат с изображением летчицы на фоне горящих немецких городов с надписью: «Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города!». За голову Валентины Степановны была назначена крупная сумма. Но женщина никогда ничего и никого не боялась. Однажды, еще до войны, Гризодубова ехала на своем автомобиле с правительственного приема вместе с Валерием Чкаловым, которого выгнала из машины за скабрезные анекдоты. Характер у Валентины Степановны был жестким.

С 1946-го года Валентина Гризодубова – полковник в запасе. После демобилизации из Советской Армии она работала в гражданской авиации заместителем начальника по авиации НИИ-17, который впоследствии был преобразован в Институт приборостроения, а в настоящее время носит название концерн радиостроения «Вега». Подразделение Гризодубовой проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Валентина Степановна лично принимала участие в испытательных полетах.

В годы сталинских репрессий Гризодубова спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров. Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Валентина Степановна вместе с другим известнейшим летчиком Михаилом Громовым не один месяц добивалась перевода Королева в Москву, где условия были лучше. Все это время у нее дома жила мать летчика, а ведь помогать «врагам народа» и их близким в то время было рискованно.

В 1963-м году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево. Валентина Степановна возглавила центр, а позже, в 1972-м году, вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993-го года. Была депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Умерла Валентина Гризодубова 28-го апреля 1993-го года. Личная жизнь летчицы, увы, не сложилась столь же прекрасным образом, что и карьера: муж Валентины покинул жену и ребенка еще в 1936-м году, по слухам, не выдержав упреков тещи в том, что Валентина – Герой Советского Союза, а он – никто.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи