Пенза теряет свою уникальность. Часть 2
Журналист
Журналист

Полина Елистратова

Когда-то в нашем славном городе можно было прокатиться на канатной дороге в одной из разноцветных кабинок, узнать о строении Земли и устройстве вселенной, посетив Планетарий, пощекотать себе нервы на аттракционе «Русские горы» в парке Белинского, посмотреть мультфильмы в салоне настоящего самолета, проплыть по Суре на речном трамвайчике… На этом список интересных занятий и мест, канувших в лету, не заканчивается. Портал «Пенза-Онлайн» берет на себя ответственную миссию – напомнить Вам о тех изюминках города, которые мы уже потеряли, и найти ответ на вопрос – есть ли шанс спасти ту Пензу, которую мы знаем, от исчезновения?

Аэрофлот

Узнать о том, когда в Пензе появилась канатная дорога, и где был спроектирован самый экстремальный городской аттракцион советского периода – «Пенза теряет свою уникальность. Часть 1».

И снова обратимся к Европе. Есть все в той же Австрии маленький городок под названием Гмунден, который находится в живописнейшем озерном крае Зальцкаммергут. Удивительное место с чистейшими озерами, отражающими облака, горными вершинами, густыми лесами и колоритными разноцветными домиками. Казалось бы, это место просто создано для привлечения туристов, и ничего особого, «дополнительного» придумывать гмунденским городским властям и местным жителям для этого не нужно.

Гмунден – старинный городок, расположенный на северном берегу величественного озера Траунзее. Из Зальцбурга, да-да, того самого, в котором до сих пор сохранился старинный фуникулер, о котором мы писали ранее, сюда можно добраться за 20 минут на поезде. Есть, однако, в городе одна достопримечательность, которая бережно охраняется городскими властями и местными жителями, не смотря на наличие огромного количества других «привлекательностей» – это Гмунденский трамвай. Трамвайная сеть города является одной из самых небольших трамвайных систем мира и состоит из одной линии длиной чуть более двух километров.

Линия была открыта 13-го августа 1894-го года. Ширина колеи 1000 мм. Гмунденский трамвайчик преодолевает всего восемь остановок. Местные жители редко прибегают к его услугам, а вот для туристов одна из самых коротких трамвайных линий мира превратилась в занимательный аттракцион и стала еще одной уникальной чертой маленького австрийского городка. В эксплуатации находятся три трамвая – один 1961-го и два 1952-го года постройки. Также имеются два старых трамвая – 1911-го и 1898-го года, которые используются по особым случаям.

И ведь что интересно: короткая трамвайная линия сохраняется в крошечном австрийском городке аж с конца девятнадцатого века. Работает исправно, благодаря вниманию со стороны городских властей, местных жителей и туристов. Проще говоря, жители Гмундена действительно гордятся тем, что имеют. Вообще маленьким европейским странам свойственна гордость за любую мелочь, отличающую их от соседей, делающую уникальными, непохожими на других. Такой вывод можно сделать из общения с коренными жителями.

Что ж, зависть, без сомнения, дурное чувство. А еще говорят, что хорошо там, где нас нет. Однако в голову все же закрадывается крамольная мысль, что у нас такая достопримечательность, как Гмунденская трамвайная линия, долго бы не прожила, учитывая тот факт, что многие достопримечательности Пензы, когда-то пользующиеся спросом у жителей города и туристов, были попросту стерты с лица Земли и, по всей видимости, навсегда…

Детский кинотеатр в салоне самолета «Илюша»

Более 30-ти лет назад в нашем городе на набережной реки Суры появился удивительный объект – детский кинотеатр, который расположился в салоне самолета ИЛ-18. Именно по этой причине кинотеатр получил название «Илюша». Инициатива по созданию в Пензе подобного объекта принадлежала второму секретарю обкома КПСС Георгу Мясникову, человеку, который внес неоценимый вклад в развитие культуры города. Его имя уже не один раз упоминалось на нашем портале. Увидев в городе Куйбышеве кинотеатр в салоне самолета «Антошка», Георг Васильевич загорелся идеей создать нечто подобное и в Пензе.

Мясников разыскал списанный самолет ИЛ-18, который в марте 1979-го года прилетел в Пензу техническим рейсом из Ульяновска. Вначале планировалось разместить в салоне доставленного в Пензу лайнера детское кафе. Однако пару годами позже в самолете разместился филиал кинотеатра «Современник». Первый сеанс в детском кинозале состоялся в мае 1982-го года. Салон самолета, превращенный стараниями специалистов в зрительный зал, вмещал в себя 60 человек. Экран, на котором демонстрировались мультфильмы, располагался в хвосте самолета. Кабина пилотов осталась практически не тронутой: попавшие на сеанс мальчишки и девчонки с интересом изучали приборную панель самолета, окунаясь в совершенно новую для себя атмосферу.

Но детская радость длилась недолго. Спустя пять лет кинотеатр закрыли. Почему – неизвестно. Какое-то время в салоне «Илюши» находилось кафе, позже было ликвидировано и оно. Дальнейшая судьба самолета, когда-то приносившего столько радости пензенским мальчишкам и девчонкам, крайне печальна: сначала ему отпилили хвост, а годы спустя, в ту самую пору, когда в стране было неспокойно, сдали на металлолом все, что осталось. Как именно развивались события после того, как был закрыт детский кинотеатр, доподлинно неизвестно. Насколько законной была сдача на металлолом крылатого гиганта – тоже.

Так или иначе, о том, что в нашем городе когда-то был детский кинотеатр, расположенный в салоне настоящего самолета, молодое поколение может узнать только из рассказов родителей, бабушек и дедушек. Вместе с «Илюшей» Пенза потеряла еще одну изюминку. А мы, прошу прощения за тавтологию, потеряли счет потерям. Кстати говоря, в белорусском городе Чечерск самолет, в салоне которого в советское время также находился детский кинотеатр, «жив» до сих пор. Городские граффити-художники при помощи разноцветных узоров превратили его в современный арт-объект. Таким образом, где-то уникальность не уничтожают, а преумножают.

– А, точно, «Илюша»! А то кинозал в самолете помню, а как он назывался, забыл, – восклицает один из жителей города при упоминании об исчезнувшем с набережной самолете. – Точно, в салоне ИЛ-18, на набережной. Да, хорошее было место. Как бы сейчас сказали – прикольное. Я маленький был, и те мультики, которые там смотрел, уже не вспомню. Но помню кассу, трап… Кабину пилотов особенно. Конечно, это было здорово и интересно для детей. Раньше о них думали, заботились. Теперь городские власти для детей делают мало, а то, что делают – обычно тупо для сбора денег или для галочки. Грустно. Но мы, местные жители, конечно, тоже хороши. Ругать тут всех нужно. Растащить самолет на металлолом, это ж надо. Менталитет что ли такой… Ничего не нужно. А потом сами жалуемся. На счет того, надо ли сейчас строить что-то подобное, имеется ли потребность… Даже не знаю, современных детей вряд ли чем-то удивишь. Кому-то будет интересно изучить самолет изнутри, а кто-то пойдет покемонов ловить. Разве тут угадаешь.

(продолжение следует)

Источник фото:http://panavia.ru/content/catalog/planes/civil/ilyushin/il_18/22.jpg

Похожие статьи