18° ... 18°, ветер 1 м/с
66.78
73.98
Пенза и авиация: начало знакомства
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

А мы продолжаем цикл статей, посвященный историческим событиям, связанным с Пензенским регионом. 6 (19) мая 1911 года, 105 лет назад, жители нашего города впервые увидели полёт аэроплана.

                                                                                                                         «...Я испытал самую высокую радость жизни —  радость парения над землей».

Анри Фарман

                                                                                                                          «Кто не летал, тот не может знать всей прелести и красоты пространства».

А.А. Васильев


Аэроплан «Флайер 1»   

Полёт на аэроплане братьев Райт «Флайер 1»

Полёт, «парение над землёй» — вероятно, одно из древнейших человеческих стремлений. О том, что полёт возможен, люди знали на примере птиц (от латинского слова avis (птица) и произошли слова «авиация», «авиатор»), однако, не имея собственных крыльев, летали разве что во сне или в мечтах. До тех пор, пока изобретательный человеческий ум не создал различные приспособления и устройства для полёта — воздушные шары, планеры, орнитоптеры, дирижабли и, наконец, аэроплан, действительно распахнувший перед человеком двери в небо.

17 декабря 1903 года братья Орвилл и Уилбур Райт совершили четыре управляемых полёта на самодельном биплане «Флайер I» возле города Китти-Хок в штате Северная Каролина (США), продержавшись в воздухе от 12 до 59 секунд — первых секунд «века аэропланов», как быстро окрестили журналисты наступившую эру господства летательных аппаратов тяжелее воздуха, оснащённых двигателями. Убедившись, что создание такого аппарата есть проблема решаемая, и «крылатая мечта, над которой трудилось человечество, превратилась в крылатую действительность» (по выражению В.И. Ковалевского, в 1906-1916 гг. — председателя Императорского Русского технического общества), множество изобретателей, в первую очередь европейских, вслед за братьями Райт начали создавать различные типы аэропланов. А вместе с аэропланами появилась и отдельная категория специалистов по управлению ими — авиаторов (пилотов, лётчиков).

Первая международная авиационная неделя в Петербурге, полёт перед трибунами

Первая международная авиационная неделя в Петербурге, полёт перед трибунами 

Первыми пилотами были зачастую сами изобретатели (потому что не находилось других желающих «прокатиться» на хрупкой и ненадёжной конструкции из деревянных реек и полотна), но было и немало энтузиастов, которых неудержимо влекло в небо. Чем совершеннее и доступнее становились аэропланы (в Европе наиболее популярны были французские модели: «Вуазен», «Фарман», «Блерио», «Моран» и другие), тем быстрее увеличивалось число лётчиков. В декабре 1908 г. одна из самых авторитетных организаций воздухоплавателей — Французский аэроклуб, основанный в 1898 г. Анри де Лаво, — установила официальное звание пилота-авиатора, и 7 (20) января 1909 г. были выданы 8 первых пилотских свидетельств (brevet de pilote). К началу января 1911 г. количество выданных свидетельств достигло 354; подавляющее большинство пилотов (272) были французами, но на втором месте оказались представители России — 29 человек (при том, что никакой авиационной техники в стране тогда не выпускалось). 

Отважные представители всех сословий на свой страх и риск ехали во Францию, где открылись первые школы по обучению полётам, учились, приобретали различными путями аэропланы и возвращались на родину — иногда с немалыми долгами, но с горячим желанием летать, несмотря на бесчисленные примеры аварий, травм и смертей своих товарищей. 

Практически каждый из пионеров авиации не раз и не два разбивался во время полётов, многие из-за полученных повреждений были вынуждены отказаться от дальнейшей карьеры, многие погибли — к январю 1911 г. число погибших пилотов и пассажиров составляло 34 человека (среди них обладатели первых пилотских дипломов Леон Делагранж и Фердинанд Фербер). На обложке одного из номеров российского журнала «Искры» (№24, 19 июня 1911 г.) был даже изображён «неизменный пассажир» аэроплана — костлявая Смерть, сидящая за спиной лётчика. И всё-таки полёты продолжались, причём всё больше и больше «для публики», упивавшейся новым зрелищем.

Н.Е. Попов у своего аэроплана во время первой международной авиационной недели, 1910 г.

Н.Е. Попов у своего аэроплана во время первой международной авиационной недели, 1910 г. 

В конце апреля 1910 г. на Коломяжском ипподроме под Санкт-Петербургом прошла первая международная авиационная неделя, в которой участвовали 6 пилотов: пять иностранцев и русский лётчик Н.Е. Попов, сотрудник фирмы братьев Райт «Ариэль» (Франция). В сентябре того же года в другом петербургском предместье, на Комендантском поле, состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания — своеобразный смотр достижений отечественных пилотов и авиатехники, организованный Императорским Всероссийским аэроклубом (создан в 1908 г.). С этого и началось триумфальное шествие молодой российской авиации, причём не только по городам и весям необъятной Родины, но и по зарубежью. 

По примеру французских пилотов, первыми оценивших коммерческий потенциал аэроплана, русские лётчики тоже стали устраивать авиационные турне. Найти антрепренёра для устройства полётов не составляло труда; заключались соглашения, разрабатывались гастрольные маршруты, заранее договаривались с городскими властями об аренде площадки (обычно выбирали ипподромы с гарантированно ровной поверхностью и готовыми трибунами). И лётчики, и аэропланы перемещались с места на место совершенно прозаическим путём — по железной дороге или на пароходе: перелёты между городами в то время относились к рекордным достижениям, доступным не каждому. 

В пункте назначения перевозившийся в разобранном виде аэроплан — сочетание кусков дерева, фанеры и плотной ткани, стальных тросиков, металлической рамы, лёгких колёс с резиновыми шинами и мотора особого типа — собирали (пилотов сопровождали механики с набором инструментов и запасных частей), проверяли, после полёта снова разбирали, и двигались дальше, навстречу очередному восторженному (или разочарованному, если что-то не ладилось) приёму местной публики. Через Пензу «авиамаршруты» пролегали трижды, и каждый раз эти короткие знакомства проходили и запоминались по-разному. 

Продолжение следует...

Источник фото:ru.wikipedia.org,images.fineartamerica.com,pkk-avia.livejournal.com/

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи