Остановись, мгновение: Пенза в объективе фоторепортеров
Журналист
Журналист
Закладка Сурской плотины, лес на месте Соборной площади, всенародные митинги, знаменитые земляки — много историй хранят старые фотографии. Только вот судьба самих этих фотографий — уникальных и неповторимых, запечатлевших вещи, которых уже давно не существует — зачастую, складывается далеко не так радужно, как хотелось бы.

Фото из личного архива В. Елшанского
Фото из личного архива В. Елшанского

Лермонтову от Евтушенко


— Однажды в Пензу на завод имени Фрунзе приехала делегация из Чехословакии, — рассказывает Владимир Елшанский, один из корифеев пензенской фотожурналистики, посвятивший этому занятию без малого пятьдесят лет своей жизни. — Директор завода накануне собрал сотрудников и строго-настрого запретил им упоминать в разговоре с гостями какие-либо цифры и показатели. Завод-то был военный, это они для прикрытия велосипеды делали.

Елшанский на даче Евтушенко в Переделкино. Фото В. Елшанского
Елшанский на даче Евтушенко в Переделкино. Фото В. Елшанского

Приехала делегация, ходят они по цехам, по двору, журналисты тут рядом, фотографы. И чехи все восхищаются: «сколько у вас роз на территории! Все в розах!». А директор возьми, да и проболтайся: да, говорит, у нас здесь высажено тридцать тысяч роз. На каждого работника — по розе. КГБшники — они тоже с нами ходили, иначе тогда было нельзя — за голову схватились.

Времена, когда на территории полузаброшенного сегодня завода имени Фрунзе цвели розы, давно прошли. Но память о них до сих пор живет на старых фотографиях. Только их мало кто видел и мало кто увидит. Владимир Петрович с сожалением признает: история родного края сегодня почти никому не интересна. А фотографии, которым самое место на выставках или в памятных альбомах, пылятся без дела в домашних архивах.

— А ведь среди них можно найти совершенно удивительные вещи, — вспоминает наш собеседник. — Например, в 1982 году я привозил в Пензу поэта Евгения Евтушенко. В достаточно необычном качестве — фотостудия «Репортер», которую я тогда возглавлял, устраивала в культпросветучилище выставку его фотографий.

Идея организовать в Пензе выставку Евтушенко пришла к директору «Репортера» после того, как аналогичное мероприятие прошло в Самаре. Созвонились, договорились — в те годы все складывалось как-то проще, без высокомерия и чванства — и спустя несколько дней Елшанский был уже на даче поэта в Переделкино.

— Евтушенко от затеи поначалу отнекивался. Показывает мне огромную кипу писем – от руководителей областей, республик, еще Бог весть откуда — и говорит: «Не могу никак. Занят», — продолжает Владимир Петрович. — Я ему свое: Пенза, Лермонтов — надо!
В итоге поэт сдался и в сентябре 1982 приехал в Пензу. После открытия выставки он целый день провел в Тарханах. Рассказывал про фотографию, про поэзию, про «Детский сад» — автобиографическую картину, которую как раз собирался снимать.

И даже присматривался к сыну Елшанского, Валерке — подумывал взять его на главную роль. А уезжая, посвятил пензенскому фотографу вот такую эпиграмму:

Я хочу быть поэтом гражданским,
Больше я не хочу ничего.
Но я счастлив быть другом с Елшанским
И с хрустальным Валеркой его (Валерка был блондином — прим.авт.)

— Мы до сих пор, бывает, перезваниваемся, — рассказывает наш собеседник. — Говорит мне: «Привет Пензе! Лермонтову привет!». Он, правда, сильно сдал в последнее время — годы берут свое.

Масляков-старший на стадионе Труд. Фото В. Елшанского
Масляков-старший на стадионе Труд. Фото В. Елшанского

Запомнилось Владимиру Петровичу и знакомство с Октябрем Гришиным — композитором, основателем пензенского народного хора.
— Он был человеком уникальным, конечно. И очень суеверным, — вспоминает Елшанский. — Говорил: «Ты меня не снимай много, а то я скоро умру». Приходилось как-то его фотографировать издалека, исподтишка, телевиком. Чтобы сильно не докучать.

Это все, конечно, капля в море. В архивах нашего собеседника тысячи фотографий — и к каждой ниточкой воспоминаний привязана своя уникальная история. Лица, места, события — о многом могут рассказать старые карточки.

Последнее выступление Лидии Руслановой в Пензе. Фото В. Елшанского
Последнее выступление Лидии Руслановой в Пензе. Фото В. Елшанского

— Жаль только, что нет желающих слушать, — констатирует Владимир Петрович. — Мне вот сказали недавно: «Через несколько лет твои фотографии вообще станут никому не нужны». Но как же так? Это же наша история. Это моя жизнь.

Свидетели времени


Из личного архива В. Бархатова
Из личного архива В. Бархатова
 
А вот Пензу фотографа Валерия Бархатова — маленький и тихий городок конца пятидесятых — никому запечатлеть не удалось. А если и удалось, то до нас эти снимки не дошли.

— Раньше все было совсем иначе, — отмечает Валерий Александрович. — Человеку современному, наверное, трудно будет представить, что когда-то город заканчивался там, где стоит сегодня НИИ «Электроприбор». Дальше — только поля и болота.
Узкие улочки, деревянные мостовые. Бархатов вспоминает – любимым развлечением ребятни в послевоенное время было катание на телегах. Чуть только выпадет снег — берешь шест с крючком на конце, цепляешься за ось и едешь. Только шест нужен был обязательно длинный, чтобы возница не достал шкодника кнутом.

А когда проезжал автомобиль — явление для тех лет исключительно редкое — мальчишки и девчонки гурьбой высыпали на улицу, чтобы понюхать бензина.

Фото В. Бархатова
Фото В. Бархатова

В фотожурналистику Валерий Александрович пришел вслед за отцом — Александром Бархатовым, одним из корифеев, больше тридцати лет проработавшим в газете «Пензенская правда». В детстве маленький Валера много времени проводил у отца в лаборатории — так и втянулся.

— Тогда ведь и фотография была совсем другой, — улыбаясь, вспоминает он. — В СССР профессиональные фотоаппараты не делали — фототехника была, как правило, побочным продуктом военных заводов. Достать что-либо заграничное было практически нереально — старенький «Nikon» стоил под тысячу рублей, огромные по тем временам деньги. Хорошо, спасала ГДР, откуда шли качественные и сравнительно недорогие «Практики» и «Пентаконы».

Мало было техники, зато много талантов. Много общения и движения, как раз того, чего сегодня очень не хватает разрозненному пензенскому фотосообществу. В Пензе существовало сразу несколько фотоклубов, участники которых постоянно встречались, обменивались опытом, устраивали семинары и выставки. Все это активно поддерживалось городской властью.

Фото В. Бархатова
Фото В. Бархатова

  — Конечно, никто не говорит, что жизнь тогда была легка и безоблачна, — признает наш собеседник. — Коснулся нас и дефицит. И в газетах была масса странных ограничений. Например, не приветствовалась критика. Фотографам нельзя было снимать городские панорамы: считалось, что так можно дать привязку артиллерии предполагаемого противника.

— В 1971 году на стадионе «Труд» проходил фестиваль культуры, - вспоминает Валерий Александрович. — В Пензу тогда съехались все звезды. Актеры Большого театра, музыканты Московской филармонии, певцы и певицы, юмористы — словом, кого здесь только не было. Я тогда чуть ли не со всеми подружился, пока снимал. А Алле Соленковой — была такая оперная певица с мощнейшим голосом — даже доставал часы с кукушкой.

Там же, на этом фестивале, состоялось последнее выступление Лидии Руслановой. Вышла она на сцену — маленькая, сухонькая. Говорит: «ну, любимые землячки, чего же вам спеть?» Стадион весь хором: «Валенки! Валенки!». «Ну, давайте «Валенки»!».
А еще раньше, когда стадиона не было, фестивали культуры проводились на Западной поляне. Она в то время являла собой именно что поляну — вернее, старый полигон, на котором в войну тренировались курсанты-пулеметчики. Сцена, на которой выступали артисты, ставилась поодаль от брошенных окопов и брустверов, а в земле можно было при некоторой удаче найти горстку-другую стреляных гильз.

Фото В. Бархатова
Фото В. Бархатова

— Сейчас многих фотографий уже не найти, — признает Валерий Александрович. — А то, что осталось, мало кому нужно. Выставку не откроешь — на это нужны деньги — газетам не интересно. Вот и получается, что у старых снимков, какими бы они интересными ни были, одна дорога — в архив.

Похожие статьи