НАША ТУРИСТИЧЕСКАЯ НИША: КУРС НА СОБЫТИЙНОСТЬ


В прошлом месяце на нашем портале достаточно широко освещались проблемы туристической привлекательности Пензенской области. Рассмотрение проблемы началось на заседании нашего пресс-клуба на одноименную тему, состоявшемся 24 марта, и увенчалось достаточно бурным и неоднозначным обсуждением вопроса представителями интернет-сообщества.
На последней расширенной коллегии регионального минкульта вопросам развития туристической отрасли тоже было уделено время. После активного обсуждения темы в соцсетях подход к ней чиновников может показаться скучным: сухая статистика, изложение фактов, названий, перспектив, пожелания подчиненным и редкие реплики. Но такова реальность: приоритеты и направления, так или иначе, определять будут администраторы. Вопрос — насколько активно.
Основной документ, с которым министерство сверяет свои часы и возможности, называется Государственной программой «Развитие культуры и туризма Пензенской области на 2014-20 годы». Если верить цифрам бюджета, из областной казны в этом году по этой статье будет направлено 484 млн. 864 тысячи рублей. Которые наверняка будет куда вложить: как сообщила министр культуры и туризма Татьяна Курдова, на территории региона действуют 315 объектов туриндустрии.
В прошлом году нашу область посетило 6 тысяч 807 иностранных граждан — это на 1 тысячу 339 человек больше, чем в 2015 году. Интересно, конечно, было бы узнать, какие органы и по какой методике сегодня подсчитывают интуристов, но, судя по всему, Пенза пока не стала центром международного паломничества. Зато представлена четырьмя туристическими маршрутами в межрегиональном проекте «Великий Волжский путь».
Активно реализуется туристско-краеведческий проект «Культурная палитра 58-го региона» с его восемью маршрутами по Пензе, в котором уже приняли участие 2,5 тысячи школьников Пензенской области. В ходе пресс-туров в республику Мордовия достигнута договоренность о расширении культурной палитры двух соседних регионов в плане обмена школьными туристическими делегациями. А для старшего поколения планируется сочетать познавательную программу с посещением торгово-развлекательных центров Пензы. «Которые очень популярны у наших соседей из Мордовии, — заметила г-жа Курдова. — Как это ни странно». Ничего странного.
Что касается Золотаревского городища, уже много лет лишь обещающего стать новой региональной точкой притяжения туристов, то мнение историков, краеведов и специалистов на этот счет подробно было изложено здесь. Татьяна Курдова же отметила, что движением вокруг этого туристско-инвестиционного кластера всерьез заинтересовался Минкульт России. По ее словам, здесь запланировано создание диорамы сражения, расширение музея и создание площадки самого поселения. «Надеемся, что сил и поддержки федералов хватит для возрождения военно-исторического фестиваля», — добавила министр.
Собственно, те, кто интересуется подробностями, могут найти календарь культурных событий и актуальную информацию по достопримечательностям Пензенской области на сайте «Туризм и отдых в Пензенской области». К тому же его скоро переведут на английский и китайский языки.
Из «знаковых» же мероприятий, ставших традиционными для области и вошедшие в национальный календарь культурных событий, отмечены следующие:
– VII междунарожный фестиваль «Джаз-май. Пенза»;
– 46 Лермонтовский праздник поэзии;
– 33-й Купринский литературный праздник;
– III Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Сурская застава» ;
– Фестиваль «Золотаревское городище – перекресток цивилизаций» ;
– Театральный фестиваль «Маскерад» (Татьяна Курдова: «Это наша изюминка, наш бренд, который мы никому отдавать не будем»);
– Открытый фестиваль детского кино «Солнечный круг»;
– II фестиваль органной музыки «Пенза fest»;
– Кинофестиваль «Мужская роль» им. И.И. Мозжухина;
– Тихвинская ярмарка на территории музея-усадьбы Радищева.
И вот мы, пожалуй, подобрались к самому главному: к финансам. Далее две фразы министра в адрес подчиненных.
О привлечении внебюджетных средств: «Эта ниша, которая на муниципальном уровне недостаточно проработана и изучена вами, поэтому платные услуги, спонсорские пакеты, землячества, помощь вся, которую мы с вами где-то можем найти, притянуть для себя, это должна быть сейчас ваша основная головная боль. Потому что остальное другое вы и так замечательно умеете делать».
О финансировании федеральных программ: «Это для нас одно из приоритетных направлений, видны подвижки. Федеральные деньги в регион пошли, надеюсь, что мы с вами будем их осваивать хорошо, правильно, вовремя. Но у меня сложилось мнение, что мы все-таки немножко недополучаем».
Но тут, по-видимому, может возникнуть встречная проблема: было бы куда их тратить, причем целенаправленно. Вот из выступления заместителя министра Владимира Карпова, например, выяснилось, что в Пензе до сих пор не разработана муниципальная программа по развитию внутреннего и въездного туризма. Равно как в Заречном, Пачелме и Кузнецке.
Перечислив наиболее развитые виды туризма в регионе — культурно-познавательный, паломнический, событийный, спортивный, детский и молодежный, — замминистра призвал развивать в качестве приоритетного именно событийное направление. Ведь, как показывает опыт других регионов, в последнее время гражданам полюбились всевозможные ярмарки, фестивали и прочие мероприятия. А усилий трех-четырех райцентров по созданию в Пензенской области атмосферы всеобщего праздника пока явно недостаточно.
В качестве позитивного примера Владимир Карпов привел Владимирскую область, которую в прошлом месяце посетила пензенская правительственная делегация. Там ежегодно «реализуется» свыше 350 событийных мероприятий, в одной только Суздале — более шестидесяти: «Различные праздники топора, сульздальская верста, праздник лаптя, день огурца и многие другие».
Пенза, конечно, будет помоложе Владимира, но если поискать, и в нашей глубинке найдется что показать гостям. Стоит лишь поработать с архивами, и тут же могут обнаружиться интересные исторические факты, годные для проявления инициативы. «Каждому муниципальному образованию есть что показать и есть, скажем так, что придумать для реализации событийных мероприятий», — считает г-н Карпов.
Ну, вот как-то так. Вроде бы ничего нового и конкретного чиновники не сказали, но настроение подняли. Все правильно: наше дело обсуждать, а их — принимать решения и осваивать бюджетные средства. Хорошо бы — побыстрее и с пользой и на благо области. Источник фото: http://welcome2penza.ru