Напевы души. Музыкант Виктор Климов: о народной памяти и музыке в нашей жизни
Журналист
Журналист
Сергей Волчков

Музыкант, мультиинструменталист, идейный вдохновитель и основатель пензенской фолк-группы «Странники» Виктор Климов собирает музыкальные инструменты вот уже почти на протяжении десяти лет. Есть у него и ирландские дудочки-вистлы, и индийская флейта, и маленькая болгарская скрипка-гадулка с глубоким низким голоском, и много еще интересного.

Виктор Климов

Музыкальное родство


Правда, называть себя коллекционером наш собеседник не любит. И в этом есть своя логика: коллекции, как правило, лежат где-нибудь под стеклом и достаются оттуда только по очень редким случаям. А Виктор всеми своими многочисленными инструментами не только владеет, но и активно пользуется на сцене. Здесь, конечно, у тех, кто в курсе культурной жизни Пензы, может возникнуть легкий диссонанс: «Странники» ведь известны как коллектив, исполняющий музыку нашу, славянскую, древнюю. И, тем не менее, и индийские флейты, и болгарские волынки, и всякие-разные рожки-дудочки со всех концов света звучат в тандеме с жалейками и балалайками вполне органично. В чем тут подвох?

— На самом деле, если окунуться в историю музыки, можно обнаружить очень интересные вещи, —отмечает Виктор. – Например, у разных народов песенная культура порой оказывается очень схожа. Взять хотя бы Индию. Там в народной музыке — сами индийцы ее, кстати, называют «классической» - очень большую роль играет ритм. Его отбивают на маленьких круглых барабанах – табла. Получаются такие будто бы россыпи звуков — быстрые, легкие, дробные. А у нас ритм, как правило, отбивали танцоры каблуками на специальных дощечках. И получался звук один-в-один как у табла. Страны разные — а традиции, получается, общие.

От России до Шотландии


Про каждый инструмент из своего собрания он может рассказывать бесконечно долго — настолько богаты и многогранны связанные с ними истории. Взять хотя бы волынки — их у Виктора две. Нам с вами известна в основном волынка шотландская: большая, гулкая, вся утыканная деревянными трубками и трубочками разных размеров. А между тем на свете в разное время существовали (и кое-где существуют до сих пор) аж восемнадцать разновидностей волынок: ирландская, испанская, марийская, армянская и многие другие.

— И славянская в том числе, — продолжает Виктор. — И даже мордовская. Славянская, в целом, походила на шотландскую волынку, но была поменьше и потише. А мордовская — состояла из воздушного пузыря – как правило, бычьего или свиного – и двух полых трубок, которые в него вставлялись. Перед началом игры музыкант вынимал трубки, надувал пузырь, заново собирал волынку и играл, пока воздух не закончится. Потом – все заново.

И славянская, и мордовская волынки долгое время были преданы забвению. Но славянскую в итоге удалось реконструировать, и сегодня без нее не обходится практически ни один серьезный фолк-ансамбль. Судьба мордовской волынки оказалась намного печальнее: ни чертежей, ни схем, ни тем более работающих экземпляров до наших дней не дошло.

— Отдельные умельцы мастерят что-то подобное, — отмечает наш собеседник. – Но все равно на фолк-фестивалях и концертах мордовская волынка — очень редкий гость.

Контрабанда мечты


Как мы уже говорили, у каждого инструмента – своя история. И пути, которые приводят их к Виктору, тоже совершенно разные. Что-то он в духе времени заказывает через интернет. Так в собрании музыканта появились вистлы ирландского мастера Фила. Что-то дарят знакомые: например, дудочку-«концовку» нашему герою привез из Словакии фолк-исполнитель Михал Сметанка. Что-то, наконец, мастерится своими руками — как пастуший рожок из коровьего рога и бузины. А что-то…

— А что-то приходит такими извилистыми дорогами, что просто диву даешься, — продолжает Виктор. — Взять ту же болгарскую скрипочку-гадулку. Так получилось, что мастер мне ее сделал, а отправить не смог — что-то там случилось с почтой то ли у них, то ли у нас. Созвонились, кое-как объяснились и решили: он отправляет инструмент в Киев, на Украину, к моим родственникам. А я его там забираю.

Первая часть поездки прошла без приключений. А вот накануне отъезда обратно в Россию музыканта посетили тревожные мысли: а если на таможне скрипку изымут? Мало ли что.

В итоге любовь к музыке толкнула Виктора на самую настоящую авантюру. В музыкальном магазине он купил чехол для домры, положил в него скрипку, а немногим позже, уже в поезде забросил на третью полку и завалил подушками. Наспех сработанная маскировка, тем не менее, оказалась вполне эффективной: ни на украинской, ни на российской таможне гадулку так и не нашли.

Пока жива душа


Сегодня в коллекции нашего собеседника больше пятидесяти инструментов — точного числа он и сам не помнит, потому что собирает их не для количества, а для души. Каждый по-своему любим и ценен. Но инструменты славянские все равно стоят особняком. Каждый из них — словно осколок древней, певучей памяти предков.

— Наша народная музыка — явление совершенно уникальное, — уверен Виктор. — Раньше песня сопровождала человека повсюду: была у него за спиной, за плечами, за пазухой, у самого сердца. Только песня это была особая, на каждый случай: для работы ли, для праздника, для обрядов — своя, уникальная. Сейчас это ощущение, к сожалению, нами по большей части утрачено – музыка стала серая, блеклая.

Оквадраченная какая-то, подчиненная в первую очередь коммерции, а не идее. Но вы знаете, я замечаю, что наше направление понемногу привлекает все больше и больше поклонников. Конечно, говорить о том, что народные песни сегодня в моде, «в тренде», нельзя — это всегда будет явление узкое, явление, которое не каждый может осмыслить и принять. Но и погибнуть она никогда не погибнет.

Она уже пережила очень много — чего стоят хотя бы времена СССР, когда от всего старого, исконного безжалостно избавлялись. А потому я уверен: музыка наших пращуров будет жить до тех пор, пока живы те, кто ее хранит.

Фото: из архива группы «Странники»

Похожие статьи