На смерть Валерия Беляковича
Журналист
Журналист
6 декабря в Москве на 67-м году жизни скоропостижно скончался театральный режиссер народный артист России, Валерий Романович Белякович. Он известен и в России, да и в мире, как основатель и руководитель Московского театра на Юго-Западе. Но для сотен (да, может быть, и тысяч) пензенских театралов его имя неразрывным образом связано со сценой Пензенского драматического театра.



Да и для него самого, Пензенский драмтеатр и Пенза вообще, как он сам в своих выступлениях подчеркивал, являлись особенными. Именно в Пензе он поставил свой первый спектакль в качестве приглашенного режиссера. Это потом его звали и во МХАТ, и в театры Нижнего Новгорода, Белгорода, в США в Японию. Но сперва его позвали в Пензу. В 1988 году он поставил на пензенской сцене сразу два спектакля «Мирандолину» по Карло Гольдони и шварцевского «Дракона». Затем были «Ромео и Джульетта» Шекспира (1994), «Мастер и Маргарита» Булгакова (1995), «Сон в летнюю ночь» (1997) и «Укрощение строптивой» (1998) Шекспира, «На дне» Горького (2000), «Ревизор» Гоголя (2010), «Куклы» — собственную В. Беляковича (2011) и новая версия «Ромео и Джульетты» (2014). Постановки не сходили со сцены годами и собирали полные залы.

Белякович имел репутацию режиссера-новатора. Профессионалы от театра отмечают такие отличительные особенности его фирменного стиля, как «чётко выстроенные, геометрически прочерченные мизансцены, предельно лаконичные декорации, простые, но очень стильные костюмы, энергичная музыка, много движения и острая, на грани гротеска манера актерской игры». Но для значительной части пензенской театральной публики он был настоящим «наше театральное все». Его имя произносилось и произносится с придыханием. Он стал пензенской театральной легендой.

В 2010 году новое здание Пензенского драматического театра открывалось «Ревизором» в постановке Беляковича. Спектакль — кто бы сомневался! — был странным, необычным в трактовке пьесы Гоголя. Но меня там особенно поразила одна деталь. В антракте я подошел к одной знакомой театральной даме и спросил ее, как человека компетентного в театральном закулисьи:

— «Я все понимаю, но зачем хрипеть?»

— «Видишь ли, — отвечали мне, — когда шли репетиции Белякович сильно простыл…».

Это, конечно, из разряда театральных анекдотов. Однако как само существование таковых, так и их характер многое говорит о том, что значил Белякович для театральной Пензы.

Десять его постановок в минувшие три десятилетия составили эпоху в истории пензенского театра. Оценки и характеристики ей пусть дают профессионалы. Мы, дилетанты, за такое не возьмемся. Мы просто будем с благодарностью вспоминать те колебания души, которые вызывали у нас спектакли Валерия Беляковича.

Скрин из видео, опубликованного на Фейсбук Павла Тачкова

Похожие статьи