15° ... 15°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Маринист — корабельщик
Журналист
Журналист
Елена Миронова

9 января в Пензе пройдут ежегодные зимние областные соревнования по судомодельному спорту среди младших школьников. К этим состязаниям по давно заведенной им самим традиции готовит свой специальный приз пензенский художник Александр Заикин.

1.jpgСын потомственных железнодорожников, он с детства и по сей день живет недалеко от станций и путей, любит поезда и отлично разбирается в работе железной дороги, но у него никогда даже мысли не возникало продолжить семейную династию. Его влекла другая стихия.

Сколько себя помнит, Александр Заикин всегда рисовал. Когда был маленький, мама приносила ему с работы бумагу, и он изображал на ней все, что видел вокруг. А потом на рисунках все чаще стали появляться корабли. С чего это началось — он уже и сам не может сказать. Захлестнула романтика странствий, парусов и приключений. В родном Нижнем Тагиле не было судомодельного кружка, поэтому мальчишки без помощи взрослых, как умели, пытались строить маленькие корабли.

Тогда и научились пилить, строгать, паять. Не всегда получалось так, как хотелось — навыков не хватало, да и материалов подходящих не было под рукой. А вот нарисовать можно было все, что угодно. Саша и рисовал. В изостудии, в художественной школе, в училище. Там, конечно, приходилось осваивать и пейзаж, и портрет, и натюрморты, но для него главным всегда было море. Поэтому, отучившись, он с головой окунулся в любимую тему.

Александр стал маринистом. Точнее — корабельщиком. Так полушутя-полусерьезно называют себя и друг друга все, кто интересуется историей флота. А это и судостроители, и моряки, и судомоделисты, и художники, и историки, и люди многих других профессий, порой не имеющих никакого отношения к морю и кораблям. И все они, находясь в самых разных городах и странах, дружат, общаются.

В советские времена даже выставки совместные устраивали — маринистов и судомоделистов. Одни показывали свои картины, другие — копии кораблей. Там же обменивались чертежами, рисунками, делились интересными фактами, заводили новые контакты.
«Зачем художнику чертежи? - спросит далекий от этой сферы читатель. — Как привиделось тебе в твоих фантазиях — так и пиши».

Александр Заикин не придумывает сказочные парусники и «летучие голландцы». Каждая его работа — это рассказ о каком-то конкретном корабле. О его истории и о том, как он выглядел на самом деле — во всех мельчайших подробностях. Так что без чертежей и документальных описаний художнику никак не обойтись. Героев своих картин он выбирает по-разному: одних — за потрясающую красоту, других — за героическое прошлое. Среди давних любимчиков Александра — российский парусник «Двенадцать апостолов». «Настоящий шедевр парусного кораблестроения», — говорит о нем художник. И подтверждает это словами первого командира корабля Владимира Корнилова: «Так хорош, как нельзя лучше». Чтобы написать этого красавца, Александр долго и безуспешно пытался разыскать его чертежи. Один его знакомый в Москве в 80-е годы совершенно случайно, каким-то чудом увидел у работников архива несколько листов из искомой подборки — их несли сжигать за ненадобностью. Забрал. А потом уже в Санкт-Петербурге энтузиасты нашли все чертежи и издали их. Заполучив такое сокровище, Александр сразу написал около 12 картин с любимым парусником.

2.jpg Иногда с помощью своих работ художник пытается восстановить справедливость. В прошлом году, например, его поразило, что никто в России не вспомнил об исторической дате — 100 лет со дня открытия Северной Земли и Малого Таймыра. «Казалось, уже вся суша изучена вдоль и поперек – и вдруг такая находка — большие острова. Пусть это открытие не имело важного экономического значения, но ведь об этих территориях никто не знал. Мы их открыли!» — подумал маринист и написал два ледокола, на которых русские совершили экспедицию — «Таймыр» и «Вайгач».

А кто сейчас знает о крупнейшей победе российского флота над турками в 1770 году? Ей художник посвятил свое самое крупное полотно — «Чесменское сражение». По предложению далекого от морских дел графа Алексея Орлова русские снарядили экспедицию в Средиземное море, чтобы с тыла отвлечь противника от основного театра военных действий. Над этой идеей потешалась вся Европа, ведь до 1769 года наш флот дальше Балтики не ходил. Но россияне добрались до намеченной цели.

После ожесточенного боя турки укрылись в Чесменской бухте. Там сражение продолжилось. Его финал был ошеломляющим. Экипажу одного русского корабля удалось подобраться к вражескому судну, сцепиться с ним, подпалить и быстро уйти на шлюпках. Дерево, парусина, порох и легкий ветерок сделали свое дело. Взрываясь и осыпая пламенными искрами соседей, один за другим сгорели около 60 турецких кораблей. А наши с минимальными потерями вернулись домой. Ехидничавшая Европа онемела.

Об истории флота Александр может рассказывать часами, вспоминая все новые и новые интереснейшие факты из жизни российских и зарубежных кораблей. Сейчас, например, он увлекся клиперами. Пишет их уже года два. Эти быстроходные английские суда для перевозки коммерческих грузов понравились ему и внешним изяществом, и командами, которые набирались из отчаянных молодых людей — ведь им нужно было обогнуть мыс Горн — гиблое место.

К тому же, на клиперах часто устраивались настоящие гонки. Ставки были высоки, так что корабли шли на сумасшедших по тем временам скоростях. После такой школы из самых смышленых моряков вырастали настоящие капитаны. Когда художник только взялся за эту тему, думал, что клиперов было всего несколько штук. Потом нашел немецкую книгу, а в ней — одних названий около двухсот. Сейчас он точно знает, что быстроходных кораблей было больше тысячи. Друг из Москвы отдал ему изданные англичанами чертежи, так что Александр уже написал по ним четыре десятка клиперов. И пока останавливаться не собирается.

Хотя параллельно занимается и другой работой. Для издательства «Эксмо», готовящего к выпуску 100 монографий о кораблях, пишет обложки. Недавно к нему обратился владелец судна, на котором снимался сериал «Корабль» — заказал картину со своим любимцем.

Но работы художника можно не только купить. Александр уже много лет посещает соревнования юных судомоделистов. Когда-то он поразился, увидев, как мальчишкам, победившим в этих состязаниях, вручили хрустальные вазы, и учредил собственную номинацию. Сейчас призы стали более мужскими, но художник по-прежнему автору лучшей, на его взгляд, копии корабля преподносит свою картину. Он уверен, что отдает свое детище в хорошие руки.

И пусть юный судомоделист не знает художественной ценности подарка, зато он наверняка с интересом рассмотрит мельчайшие детали изображенного на полотне судна. А может быть, даже захочет создать его копию и разыскать все имеющиеся о нем сведения, ведь порой корабли могут рассказать о нашей истории гораздо больше, чем страницы школьных учебников. Нужно только внимательно их слушать. Александр Заикин это умеет.

Похожие статьи