Картина И.К. Макарова «Девочки-Сестры» переехала в Музей одной картины
Журналист
Журналист
Элина Сорокина

В эти дни проходит демонстрация картины И.К.Макарова «Девочки-Сестры» в сопровождении фильма «Портреты милые черты».

333.jpg

Иван Кузьмич Макаров-русский живописец-портретист. Родился в семье художника Кузьмы Александровича Макарова, основателя Саранской живописной школы, руководителя Арзамасской художественно-иконописной школы, ученика и помощника А. В. Ступина. Окончив курс уездного училища в Саранске, он изучал искусство под руководством отца, в содержимой им рисовальной школе, и вскоре сделался отцовским помощником в работах по церковной живописи.

Рисунки, эскизы и этюды, присланные молодым Иваном Кузьмичем Макаровым в Императорскую академию художеств вместе с работами других учеников саранской школы, обратили на него особенное внимание академического совета, наградившего его за них званием неклассн. художника.

Произведения Макарова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого и других местах.

Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, вообще отличаются приятным колоритом и щёгольским приёмом письма, но не строги в отношении рисунка; они особенно удавались ему, когда дело шло об изображении молодых дам и детей.

Кроме портретов, Иван Кузьмич Макаров создал немало икон для церквей и других религиозных картин, из которых можно указать на «Нерукотворенный образ Спасителя» (1855) и «Христа, благословляющего Царское Семейство» (в Александровском дворце, в Царском Селе).

Полотно «Девочки-Сестры» написано Макаровым в 1879 году. На нем изображены дочери пензенского помещика Николая Арапова- Елизавета и Наталья Араповы, внучки Натальи Пушкиной-Ланской. Одной из них было в то время шесть лет, второй четыре года. Нежные и непосредственные, в кокетливых платьицах и ленточках, они напоминают фарфоровых куколок. Существует легенда, что одна из девочек подбежала к холсту с еще не высохшими масляными красками и прижала к нему свою ручку. След от детской ладошки под определенным углом можно найти на картине и сейчас.

— Об этой картине снят очень интересный и необычный фильм, который называется «Портрета милые черты», где рассказывается об истории её создания, об истории самих сестер Араповых, о жизни и творчестве Ивана Кузьмича Макарова, о пензенской художественной школе. И этот фильм необычный. Он отличается от двух предыдущих таких же игровых художественно-документальных фильмов тем, что съемки проходили в том числе и в Санкт-Петербурге, — пояснил директор галереи, Кирилл Застрожный.

В фильме приняли участие актеры Пензенского драматического театра, ведущим выступил Павел Тачков. Съемки проходили в Пензе, Наровчате и Санкт-Петербурге. В картине рассказывается о судьбе художника Ивана Макарова, которого называли одним из лучших портретистов своего времени, и о судьбе двух девочек — Лизы и Наташи Араповых. Обе прожили тяжелую жизнь после революции. Елизавета (в замужестве Бибикова) потеряла в Гражданскую войну мужа и все свое состояние, но осталась в России — в Пензе. Ее не брали на работу, приходилось выживать за счет частных уроков. Ее часто видели в картинной галерее, где стояла мебель из ее дома и знаменитый портрет.

Следует сказать, что в день премьеры фильма 22 ноября, перед Музеем одной картины открылась мемориальная доска Г.В.Мясникову. В феврале 2018 исполняется 35 лет со дня открытия музея.

Похожие статьи