История Пензы. Время опасной воды: мосты по частной инициативе
Журналист
Журналист
В 1900-х годах ситуация с переправами во время половодья немного улучшилась: заранее готовились лодки, устанавливалось дежурство лодочников и городовых для охраны порядка; более того, городская управа предоставляла жителям затопляемых местностей возможность переселяться временно на постоялые дворы улиц Предтеченской (Бакунина), Ново-Троицкой (Чехова) и Лекарской (Володарского). Хотя в 1907 году, 110 лет назад, когда велись подобные приготовления, переселяться никому не понадобилось.

1111111.png
Спасо-Преображенский мужской монастырь во время разлива реки Пензы

Наводнение оказалось внезапным, но не слишком высоким: 26 марта (8 апреля) залило прибывающей водой запензенскую часть острова Пески (который тогда был островом только весной и осенью, а летом узкое русло со стороны заречья пересыхало), мостик на пути к Рязано-Уральскому вокзалу, часть посёлка Маньчжурия. 27 марта (9 апреля) с запозданием началась окончательная разборка Лебедевского моста, а в 12 часов дня мост сломало плывущим льдом.

 Разумеется, на берегу собралась масса народу поглазеть, как льдины выбивают мостовые сваи, а множество местных любителей поживиться даровым лесом окружало мост на лодках и челноках в ожидании, когда одна из свай упадёт. За плывущим бревном тут же бросались в погоню, утаскивали его к берегу и начинали делить, причём нередко с руганью и «изрядной потасовкой». Таких «ловцов», с риском для жизни шнырявших по реке в поиске снесённых водой брёвен, досок и других лесоматериалов, называли «мартышками», как речных чаек-мартынов.

2(15) апреля, например, целая группа таких «мартышек» раздёргала баграми перила ещё не разобранного Кузнечного моста, и утащила их с собой. Городской управе приходилось каждый год возмещать за собственный счёт полные или частичные потери мостов: их в целях экономии полагалось разбирать и потом собирать заново, однако чаще всего мосты исчезали безвозвратно.

Несмотря на принимаемые пензенским городским самоуправлением меры, весенняя «помощь утопающим» в период до 1920-х годов оставалась, по большей части, «делом рук самих утопающих». Хотя организовывались и переправы, и завоз продуктов и воды, и врачебная помощь, и переселение из затопляемых домов, и забота о пострадавших — но в довольно ограниченных масштабах. Многое строилось на частной инициативе, как, например, установка в апреле 1902 года, 115 лет назад, на главном перевозе у Лебедевского моста двух ацетиленовых фонарей, освещавших всю ширину реки и противоположный берег. Фонари, поставленные «для удобства заречных жителей» по распоряжению полицеймейстера, были собственностью вольной пожарной команды, забравшей их потом обратно.

 В советский период весенние трудности жителей Запензенской части города стали преодолеваться более ответственно и оперативно, а главное — комплексно. Хотя и не сразу — не всегда позволяли материальные возможности. Например, в 1922 году, 95 лет назад, на реке Пензе во время наводнения были устроены 4 лодочных переправы по старому образцу — против улицы Пушкарской, на набережной у Татарского моста, против улицы Карауловской (Инициативной) и ниже железнодорожного моста у озера Шуист. Оборудованием переправ занимались Пензенские пулемётные курсы.

4.png
Подвесной переход на остров Пески. Фото 1922 года

Кроме того, президиум Пензенского горисполкома распорядился построить деревянный висячий переход через реку у Казанской церкви (вместо Лебедевского моста). Артели плотников, строившей этот подвесной мостик, было выдано 100 миллионов рублей — немного, если учесть, что пуд пшеничной муки в то время стоил на рынке 24 миллиона рублей, а фунт белого хлеба — 500 тысяч рублей. Впрочем, тогда никто не роскошествовал — питались ржаным хлебом по 140 тысяч рублей за фунт, а, кроме того, существовала практика бесплатной выдачи продовольственных пайков различным категориям населения.

Зато в 1927 году, 90 лет назад, подготовка к половодью развернулась в Пензе в широчайшем масштабе. В первой декаде апреля, когда началось резкое потепление и прибыль воды, Пензенский горсовет оперативно приступил к осуществлению целого комплекса мер. Было ассигновано 14000 рублей на мероприятия по «проводу весенних вод», в том числе на укрепление берегов и постройку и ремонт лодок; в местах укрепления берегов устанавливалось дежурство техников с дружинами рабочих, чтобы исправлять повреждения в случае необходимости. Заранее оборудованные пункты переправ были обеспечены телефонной связью, освещением (электрические или керосино-калильные фонари) и лодками (после прохода льда на всех переправах начали работать паромы).

Заблаговременно был разобран Лебедевский мост, на остальные мосты насыпан груз из камней для большей устойчивости. Возле снятого Лебедевского моста, напротив острова Пески, оборудовали центральный спасательный пункт и врачебный пункт скорой помощи; были созданы добровольные команды спасания на водах, и дежурные пункты для дружин красноармейцев — на случай оказания помощи пострадавшим районам. У переправ дежурили пешие и конные милиционеры, а в затопляемых местах — пожарная дружина на моторной лодке, милиция и агенты уголовного розыска (с 10 апреля в заречной части города было установлено круглосуточное дежурство агентов ПУРа и милиции для присмотра за оставленными домами).

Администрация железных дорог разрешила свободное хождение граждан через железнодорожные мосты (обычно это запрещалось), а Ульяно-Ленинская (бывшая Рязано-Уральская) железная дорога предоставила 11 апреля в распоряжение комиссии по борьбе с наводнением 15 вагонов-теплушек с печками для расселения эвакуированных. Жителям затопляемых мест выдавались ордера на квартиры в «сухой» части города: таких ордеров было выдано более 130, и, кроме того, эвакуированные размещались в клубах, учебных заведениях, складских помещениях на улице Интернациональной (Московской).

Для тех, кто не покидал залитые водой дома, горсовет совместно с комитетом содействия общественному питанию, Центральным рабочим кооперативом и губотделом труда разработал программу доставки горячей пищи в термосах для рабочих семей затопляемых районов города (было организовано 4 пункта раздачи, на которых ежедневно дежурили члены горсовета). Всего выдавалось по 150-300 обедов в день для семей рабочих и служащих. Также в заречный район был проведён временный подвесной водопровод и установлен бак для питьевой воды. Рабочим и служащим, проживавшим за рекой, давали бесплатные талоны на перевоз через реку во время половодья.

Благодаря хорошей организации и подготовке, половодье (не слишком сильное, но всё же значительное) прошло без серьёзного ущерба, без жертв и, главное, без «страданий и лишений» прежних лет. 11-13 апреля на обеих реках прошёл ледоход, и с 12 апреля началась работа перевозчиков на переправах и круглосуточные дежурства членов горсовета, милиции, команд спасения, военных частей и уполномоченных горкоммунотдела на центральном спасательном пункте. Работники коммунотдела дежурили и на противоположном берегу, за островом Пески, и поэтому вовремя сумели организовать спасение Старореченского (Сухореченского) моста, соединявшего Пески и берег у Ульяно-Ленинского вокзала (сейчас Пенза-III).

Льдом подломило тонкие сваи, и два пролёта моста упали в реку; за ними тут же погналась целая флотилия лодок, уплывающий настил был подцеплен баграми и отбуксирован к берегу. 12 апреля вода в реке Пензе поднялась на 2 метра 30 сантиметров, 13 апреля прибыль воды составляла уже 4 метра 36 сантиметров, и подъём продолжался; в тот же день Сура пробила плотину в 7 километрах выше села Куриловки, и сурская вода через овраги и старицы пошла в реку Пензу. К вечеру 15 апреля вода поднялась до 4 метров 73 сантиметров, 16 апреля утром — до 5 метров 30 сантиметров, 17 апреля — до 6 метров 10 сантиметров и 18 апреля её уровень достиг 6 метров 32 сантиметров.

17 апреля залило лесозавод №11 и кожевенный завод за железнодорожным мостом Ульяно-Ленинской дороги, а также левобережные улицы, прилегающие к этому мосту; 19 апреля были полностью затоплены Пески, Шуист, часть улицы Инвалидной (ныне Баумана), часть города возле села Терновки, Касаткин порядок за Татарским мостом (район современной улицы Злобина). Даже маленькая речушка Мойка выступила из берегов и частично затопила территорию мебельной фабрики; однако там, как и на других предприятиях в зоне возможного затопления, всё ценное оборудование, продукцию и сырьё заранее поместили в безопасные места.

С 20 апреля вода в Суре и Пензе пошла на убыль; к 21 апреля ситуация нормализовалась, пожарные команды приступили к выкачиванию воды из залитых домов и помещений, коммунальные службы — к укреплению размывов на берегах, восстановлению и починке мостов и так далее.

Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области и Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Продолжение следует...


Источник фото: http://ic.pics.livejournal.com/old_penza/

Похожие статьи