Исторический момент: собственная валюта Пензы
Журналист
Журналист

Чувствуется, что сегодня придется пролить немного елея на головы патриотов Пензенского края. Потому что, углубляясь в хроники, понимаешь, что Пенза и события из её истории — не так уж ординарны, как может показаться большинству граждан.

45.jpg

Сверхгостеприимная Пенза

А некоторые сюжеты — так вообще готовые сценарии. Мы уже сообщали, к примеру, как полтора столетия назад с подачи «короля репортажа» Владимира Гиляровского пензенский винозаводчик Мейерхольд вдруг сделался театральным меценатом. Со всеми, как говорится, вытекающими из этого события последствиями.

Имажинист и будущий «певец революции» Маяковский, посетив Пензу с её «сверхгостеприимными пензяками» в 1914 году, встретил здесь маленькую девочку Таню Яковлеву. Спустя два с лишним десятилетия эта «пензенская парижанка» станет, как сейчас принято полагать, последней музой пролетарского поэта.

Сегодня историки склоняются к тому, что Гражданская война в России началась весной 1918 года с восстания чехословацкого корпуса. И действительно, «триумфальное шествие Советской власти» затормозилось именно в Пензе, когда 29 мая арьергард «белочехов» — «пензенская группа» полковника Чечека — захватила город, но, к огорчению обывателей, не задержалась здесь, а двинулась на Сызрань.

Идите вы в банк

Вообще 1918 год для Пензы был исключительно богат на события. Как вам, к примеру, собственные кредитные билеты? Началось с того, что денежный кризис, потрясший Россию 100 лет назад, после Февральской революции, не обошел и Пензу: объем денежных поступлений из Петрограда стал мизерным. А окончательный удар по денежному обращению нанесли Октябрьские события.

Дело в том, что Губсовет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, костяк которого составляли меньшевики и эсеры, до поры до времени остался верным Временному правительству, осудив захват власти и призвав население не исполнять распоряжений «безответственной кучки большевиков». С подобной резолюцией выступила и Гордума. Реакция центра последовала мгновенно: в декабре 1917-го местное отделение Госбанка не получило из столицы ни копейки.

Кредитные учреждения были вынуждены ограничить выдачу денег «до суммы не более 500 руб. в неделю каждому клиенту». Из-за отсутствия мелких купюр стал ощущаться еще и разменный голод. В начале января 1918 года на совещании губернского Комиссариата, губернской Земской Управы и  городской Управы было принято «Обязательное постановление»:

«Создавшееся положение угрожает остановкой деятельности всех Губернских и Уездных учреждений, общественных организаций, фабрик и заводов, прекращением операций по снабжению населения хлебом и другими предметами первой необходимости и неизбежно вызовет тяжелые потрясения… Поручить Пензенскому Отделению Госбанка производить выпуск временных кредитных билетов… на сумму не более 40 миллионов рублей… Достоинство подлежащих выпуску временных кредитных билетов установить в три, пять, десять, двадцать пять и сто рублей».

билет 5_руб.jpg

Довольно изящный вид…

В первых числах января 1918 года боны поступили в обращение. Они были отпечатаны с двух сторон на цветной бумаге (разного цвета для разных номиналов), без водяных знаков, имели примитивный рисунок в одну краску, без номеров.

Судя по сообщениям прессы, первыми в обращении появились купюры достоинством в 25 рублей: «Бумага, на которой напечатаны боны, плотная, хорошая. Самые боны имеют довольно изящный вид». Впрочем, Совдеп Керенского уезда дал их качеству иную оценку:

«Боны, по своей конструкции и технической отделке, вернее выделке, не выдерживают ровно никакой критики и... по истечении весьма короткого времени со дня их выпуска, в народном обращении появились уже фальшивые боны».

Следует учесть, что одновременно с этими событиями, в декабре 1917 — январе 1918 гг. в Пензе происходил процесс «большевизации» власти. После получения большинства в руководящем составе Губсовета членами РКП(б), комиссарский контроль был установлен за всеми госучреждениями, восемью пензенскими банками и казначейством.

В середине января поступления денег из Петрограда возобновились, но были столь незначительны, что 31 января Губсовет решил: «Единственный выход из создавшегося положения – продолжение печатания бон». Предполагалось довести объем эмиссии до первоначально намеченной суммы в 40 млн. рублей. Однако, как указывают некоторые источники ,

всего их было выпущено на 35 млн. 225 тысяч рублей.

…И первые фальшивки

В середине февраля «Известия Пензенского Совета» сообщали: «В последние дни в городе появилось много фальшивых бон ... Подделка очень грубая». И действительно, вначале местные «умельцы» просто рисовали их чернилами и карандашом, и отличить такие фальшивки от настоящих бон было несложно. Но постепенно подделки стали изготавливаться полупромышленным способом в подпольных типографиях, и не только в Пензе

В последних числах мая были арестованы четыре гражданина, доставившие из Москвы по одним данным — около 100 тысяч, по другим — 160 тысяч рублей фальшивых пензенских бон. По словам арестованных, они «намеревались продать их неизвестному им человеку за 60.000 рублей». Качество «фальшивок» нередко превосходило качество настоящих бон, однако их количество подорвало доверие к ним населения.

Случаи массового отказа обывателей от их приема вынудило Коллегию финансов заявить: «Лица, не желающие принимать местных кредитных билетов, будут предаваться суду военно-революционного трибунала». Учитывая непопулярность местных денег, Губсовет старался не афишировать свою причастность к выпуску их в обращение, а в июле на 2-м общегубернском съезде Советов вообще было сказано, что боны выпущены «бывшей губернской земской и городской управами, которые пошли этим выпуском на преступление против рабочих и крестьян».

А уже 6 августа Губколлегия финансов объявила: «Хождение Пензенских бон в обращении будет действительным лишь до 1 сентября с.г. Обмен бон на общегосударственные знаки будет производиться до указанного времени во всех казначействах губернии и отделении Банка в Пензе. После же указанного срока… оставшиеся не обмененными боны считаются недействительными».

Таким образом, пензенские кредитки находились в обращении около восьми месяцев. Сегодня эти раритеты имеют свою стоимость. В «Полном каталоге бумажных дензнаков и бон России, СССР, стран СНГ» (2000 г.) они, в зависимости от своего номинала, оцениваются от 35 до 100 американских долларов.

Бонист-исследователь Юрий Артемьев, статья которого в журнале «Антиквариат» за 2005 год и стала основным источником этого материала, отмечал, что встречались и современные подделки билетов Пензенского отделения Госбанка. В частности, фальшивки достоинством в 3 рубля изготавливались в 1993 году в Ростове на Дону.

Источник фото: http://kyron-clan.ru/,http://www.fox-notes.ru/

Похожие статьи