20° ... 20°, ветер 6 м/с
94.09
100.53
Интервью с хранителем истории
Журналист
Журналист
Надежда Борясова

На днях мне посчастливилось поговорить с Профессионалом ― архивариусом и начальником отдела материально-технического и эксплуатационного обеспечения Пензенского Госархива. О том, как менялся архив на протяжении 20 лет, о тех, кто хранит историю в документах и фактах, о проблемах, о победах и немного о секретах архивной жизни рассказывает Николай Николаевич Золотёнков.



― Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, с чего начинался Ваш профессиональный путь и как Вы пришли к работе в архиве?

― Около двадцати лет я работал в облисполкоме, администрации области, правительстве области. В архив я был назначен главным специалистом. И затем на конкурсной основе занял место, как тогда это называлось, заведующего архивным отделом Пензенской области, это был 1999 год. На должности заведующего я трудился десять лет.

В самом начале работы в архиве передо мной встали две главные задачи: укрепление материально-технической базы и кадровый вопрос. Сама структура архива была другая. Помимо работы в Пензенском Госархиве, в мои обязанности входило курирование архивов каждого района области. Выезжал в районные центры, работал на местах по укреплению материальной базы, комплектованию и учету документов.

И в районных архивах, и в Пензенском Госархиве большое внимание уделял работе с кадрами, учебе архивистов. Наша задача ― прежде всего, сохранить все документы архивного фонда для будущих поколений. Мы храним историю Пензенской области в течение четырёх веков. Представляете, что такое четыре века для документов? И какая эта работа ― их хранение? Поэтому я всегда считал важной задачей обучение наших архивариусов.

В период моей работы мы серьёзно занимались издательской деятельностью. Мы выпустили Справочник по административно ― территориальному делению Пензенского края. В самом начале моей деятельности мы начали писать книгу «Здесь говорит история сама» об архивной службе области и всех её сотрудниках, которая выпущена в цветном и чёрно―белом вариантах.

― Что представляет собой Госархив сегодня? С какими вопросами к Вам приходят?

― В настоящее время Государственный архив Пензенской области насчитывает полтора миллиона единиц хранения. Это очень крупная организация, и, конечно, к нам приходит огромное количество посетителей с самыми разными проблемами. Многие обращаются с социально-правовыми вопросами: подтверждение стажа работы, документация ликвидированных предприятий, запрос справок о награждении или заработной плате. Многие приходят для работы в читальном зале, который у нас всегда заполнен посетителями. Часто запрашивают документы об истории сел, домов, семейной родословной.

У нас большой штат сотрудников, среди которых много и молодых специалистов. Конечно, к нам идут не из-за больших денег. Отдельные работники получают десять ― двенадцать тысяч. Заработные платы средние. Но когда к нам приходят работать те, кому действительно подходит эта служба, кому тут нравится, эти люди становятся профессионалами и работают в архиве десятилетиями.



― Николай Николаевич, а хранит ли Пензенский архив особо ценные документы, секретные материалы?

― Да, конечно, у нас хранятся и особенные документы, доступ которым закрыт и сейчас. Допустим, документация секретных заводов. Мы о этих материалах не распространяемся, ни о количестве, ни о качестве. Секретные ― есть секретные.

― Широко известно такое явление, как «переписывание истории». При разных властях и режимах по-разному описываются одни и те же события, трактуются исторические факты, переиздаются учебники. Существует ли угроза такой «цензуры» для архива?

― Нет, мы не внесли и не имеем права вносить никаких правок в документы, ни одной запятой или точки мы исправить не можем. Вне зависимости от режима, от власти, архивные документы остаются такими, какими были с момента написания.

― Николай Николаевич, Вы говорили о различных услугах архива. Насколько я знаю, часть из них оказывается платно. Сколько зарабатывает архив самостоятельно?

― Вообще, мы все-таки бюджетная организация, название говорит само за себя. Содержание архива и зарплата обеспечены за счет государства. На услугах мы зарабатываем больше двух с половиной миллионов рублей. Эти деньги всегда есть, во что вложить. У нас организована отдельная группа специалистов по составлению генеалогических древ. Мы расширяемся и покупаем новое здание под архив в Бессоновке. Вложений требует и оцифровка документов, которую начали несколько лет назад: купили мощный сканер и упорно работаем на перенос документов. И не только мы, но и все архивы России. На бумажном носители происходит угасание текста, как бы его не хранили. Поэтому сейчас важно успеть оцифровать наиболее ранние документы и тут у нас еще очень много работы.

― Как Вы считаете, можно ли материально оценить архивный фонд? Сколько бы стоил архив в денежном выражении?

― Работая и осознавая ценность этих документов, могу сказать, что чем дольше мы их храним, тем меньше возможности поставить им цену. Как можно оценить документ, которому три сотни лет? Это сокровище нашей страны, нашей истории. Я считаю, что архивные материалы, особенно старейшие единицы хранения бесценны, и для исследователей, и для жителей области, и главное, для будущих поколений.

Наша беседа была закончена прекрасными строками, прочтенными Николаем Николаевичем:

Пора вам должное воздать,
"Скупые рыцари" архива.
Без вас порой пусты слова,
И человек, в какой―то мере ―
Иван, не помнящий родства,
Который ни во что не верит.

Похожие статьи