Игорь Шишкин в разговоре о Пензе

Игорь Шишкин — известный в Пензе и за ее пределами краевед и коллекционер. Пообщаться с ним — большая честь и удача для каждого журналиста, ведь у Игоря Сергеевича практически не бывает свободных минут: работа на крупном пензенском предприятии, создание книг и альбомов, коллекционирование, участие в различных комиссиях и советах. Поверить трудно, но это далеко не полный список, отражающий увлечения Игоря Сергеевича. Разговор о Пензе и не только — в нашем эксклюзивном интервью.

— Игорь Сергеевич, портал «Пенза-Онлайн» регулярно пишет о важности и необходимости сохранения исторической среды города, его облика. Хотелось бы узнать, какое место в Пензе краевед и коллекционер Игорь Шишкин может назвать своим любимым?
— Наверное, для меня это Советская площадь и Лермонтовский сквер. Потому что я родился и жил на улице Свердлова, в квартале повыше клуба «Южный». Все вокруг – и сквер Лермонтова и Площадь, куда детьми мы ходили на разные мероприятия, хорошо отложилось в памяти. Все это я мог бы назвать своими любимыми уголками Пензы.
— А из новых мест в Пензе можете ли вы выделить близкое вам по духу? Многим сейчас нравится набережная Спутника, например.
— На набережной Спутника я был всего один раз и не могу сказать, что она мне близка. Я каждый год бываю, как минимум, в десятке русских городов. За границу не езжу, просто нет желания. Каждый год у меня слет Геральдистов. В этом году у нас Азов: еду с дочерью и зятем на автомобиле. Все города, которые мы посещаем, интересные, но чужие. Вот и Спутник — интересно, удобно, но что-то не совсем родное.
Даже Арбеково, относительно новый район, но я каждый день по нему проезжаю и вижу, как он строится, как изменяет свой привычный маршрут автобус. Вот это уже роднее. Новинки возникают, конечно, и к ним нужно привыкать. Например, старый театр. Мне очень нравилось прежнее здание. А теперешний театр для меня тоже дорог, но дорог каким-то старым духом, труппой, но не строением. Я прихожу в организацию, которую люблю, но не в родной дом.
— Известный блогер Илья Варламов, побывав в Пензе, ругал власть за то, что оно не сохраняет уникальные пензенские деревянные домики. Например, была практически полностью уничтожена старая улица Урицкого...
— Все правильно. Урицкого – вообще поразительная улица. Уникальное пензенское домостроение, за исключением центральной улицы Московской, на улицах Троицкой, Володарского, Лекарской и особенно Урицкого – это очень редкий стиль. Такое мне приходилось видеть только в Ельце, Елабуге и в Великом Устюге, когда низ дома каменный, а верх деревянный. Эти дома шикарны. Своеобразны. Это изюминка города.
— Почему же мы их теряем? Кто виноват? Городское сообщество, которое не проявляет интерес, или…
— Горожане стали проявлять интерес, но у властей в любом случае на восстановление всех ценных объектов архитектуры попросту нет денег. Нужно полностью восстановить одно здание, частично отреставрировать другое, в итоге — все распыляются, и через месяц очередного дома нет. Году в 2000-м я попал в город Хмельницкий на западной Украине.
Я был поражен: там есть копия нашей Московской улицы. Но как это сделано! Если идешь по тротуару — перед тобой старый двухэтажный дом (улица пешеходная), стоит отойти на середину, и из-за низеньких старинных домов появляются большие здания, где располагаются магазины и кафе. То есть, историческое лицо улицы сохраняется. Сколько старинных зданий можно было бы сохранить в нашем городе при использовании подобного подхода.
— А в Казани вы были?
— Был и много раз. У меня там друзья. Фактически я только что оттуда. Плавали на теплоходе от Казани до Камы с геральдистами. Я был там еще давно, когда на склоне у Кремля ютились маленькие частные домишки. Конечно, сейчас Казань прекрасна. Но духа того нет. Как и в новом соборе в Саранске. Этот собор – новодел, красивый музей. Ощущения, что здесь творилась история, нет.
— Как вы считаете, могут ли горожане в современных условиях оказывать влияние на власть в вопросах сохранения исторических объектов в городе?
— Могут, конечно, но не всегда. Насколько я знаю, еще при Романе Чернове рассматривалось обращение Сергея Пенкина, который просил отдать ему один старый дом на Урицкого, чтобы отреставрировать его на свои деньги и открыть школу вокала для одаренных детей. Дом вообще, по сути, никому не мешал. Причины, по которым Пенкину его все же не отдали, были какими-то настолько глупыми, что даже и не вспомнить. Но дом снесли.
— А знаете ли вы, где находился дом Мариенгофа? Историю его жизни мы совсем недавно вспоминали на портале.
—Этого не знает никто. Я очень серьезно занимался этим вопросом. Где-то недалеко от ресторана «Бочка», по всей видимости, в этом ближайшем квартале между улицей Горького и мостом. Но точных привязок нет. А документов по улице Казанской и этим домам нет тоже. Дом мог принадлежать какому-нибудь Иванову-мещанину, и документы, соответственно, были оформлены на него. А семья Мариенгофа его снимала, и имена их нигде не указаны.
—У вас столько видов деятельности. А какое увлечение все же приносит вам большее удовольствие?
— Их смена.
— А какая историческая эпоха представляет для вас наибольший интерес?
— Любая. Пензенская история интересна на всем своем протяжении. Вот сейчас только что, например, я звонил Владимиру Вержбовскому. Говорю: «Володя, ты писал про дочь наркома Ежова». Он сказал, что да, мол, есть сведения, что она была в нашем детском доме на Красной, окончила музыкальное училище, а больше ничего. А мне вчера только прислали ее воспоминания на нескольких листах, где она пишет о том, как ей тяжело пришлось в нашем детском доме, как над ней издевались, как жилось дочери врага народа. Интереснейший, но тяжелый для восприятия материал…
— Как же вы все-таки все успеваете? У вас столько интересов, плюс работа. Удивительно.
— С восьми вечера часов до двух-трех ночи сижу над материалами и коллекциями. Было время, сидел аж до пяти утра. Сейчас плотно готовлюсь к очередному слету геральдистов, например. На диване лежать никогда не было времени.