Джаз вне политики. Музыка сближает и настраивает на диалог
Владислав Беляков
Владислав Беляков
30 апреля отмечался Международный день джаза, учрежденный по инициативе ЮНЕСКО в ноябре 2011 года. Впервые этот праздник открылся в Париже в 2012-м, в следующие годы он проходил в США, Японии, Турции, на Кубе. На этот раз для проведения Международного дня джаза была выбрана России. Джазовые торжества состоялись в культурной столице нашей страны — Санкт-Петербурге. Своими впечатлениями от события с порталом «Пенза-Онлайн» поделился продюсер фестиваля «Jazz May Penza» Олег Рубцов.

1.jpg

— То, что данное событие впервые прошло в России, можно назвать историческим прецедентом, — рассказывает Олег. — Конечно, празднование Международного дня джаза проходит по всему миру. Например, мы в 2012 году в Пензе в этот день делали «Джазовую аллею». Но для основных событий и гала-концерта ЮНЕСКО каждый год выбирает из многочисленных претендентов один город, который и становится на один день столицей джаза. И тот факт, что в разгар антироссийских санкций, невероятного внешнеполитического накала и пропагандистской войны в качестве основной площадки празднования была выбрана наша страна, говорит о том, что джаз не знает границ.

По сути, это такой же уровень как Олимпийские игры в спорте. Я понимаю, что не вовлеченным людям сложно оценить значимость и масштаб этого события. В первую очередь, это персонально заслуга Игоря Бутмана, который является не только музыкантом, но и, я бы сказал, политиком и дипломатом. Поскольку он плотно занимается налаживанием культурных связей между музыкантами разных стран. И именно он предложил сделать Санкт-Петербург мировой столицей джаза в 2018 году. Что и произошло.

— Кого из известных музыкантов встречал Санкт-Петербург?

— Безо всяких натяжек можно сказать, что приехали первые лица мирового джаза. Главные музыканты джазового мира на данный момент. В первую очередь, это председатель института джаза имени Тилониуса Монка, известнейший музыкант Херби Хэнкок, Посол доброй воли ЮНЕСКО. В музыке XX века он сыграл колоссальную роль, являясь родоначальником многих направлений и автором огромного количества песенного материала, который уже перешел в разряд джазовых стандартов.

Кстати, в 2016 году, в этот день он выступал в США, где его радостно приветствовал тогдашний американский президент Барак Обама. В Питере Херби Хенкок открывал программу, вел ее и выступал в качестве одного из главных участников гала-концерта.

Кроме него была собрана такая «пачка» музыкантов, что про каждого из них можно рассказывать очень долго, и только в превосходной степени. Это, например, певица Дайана Ривз, четырехкратный лауреат музыкальной премии «Грэмми». Мой любимейший пианист, человек, который делает самые потрясающие вещи в джазовом мейнстриме Роберт Гласпер. Это известный электроорганист Джой Де Франческо, которого джазовый журнал «Downbeat» признал органистом номер один в мире. Замечательный трубач Тиль Брённер…

Я, кстати, очень надеюсь, что у Пензы есть шанс увидеть этого музыканта в живую на одном из последующих фестивалей «Jazz May Penza». Сам очень люблю его и с удовольствием посетил бы его сольный концерт.

До сих пор меня захлестывают эмоции. Всего было порядка двадцати зарубежных музыкантов, и все — первой величины. У каждого из них огромное портфолио и огромный сценический опыт выступлений с легендарными джазменами.

— Как и на нашем фестивале «Jazz May Penza», в Санкт-Петербурге работало несколько площадок?

— Основных площадок было две — здание Мариинского театра, так называемый концертный зал «Мариинский-2» и открытая сцена в Александровском саду. В Мариинском в тот день должен был проходить какой-то абонементный концерт, но Валерий Гергиев пошел на встречу организаторам и перенес его. Вход на обе площадки был бесплатный и свободный. Это принципиальное условие, которое ставит ЮНЕСКО. Единственное — требовалась предварительная регистрация в интернете, потому как вместимость зала все-таки ограничена. Чтобы занять удобное место (рассадка тоже свободной), нужно было прийти в театр за час.

В Александровском саду в основном выступали российские музыканты. Мне было очень приятно увидеть там участников нашего фестиваля «Jazz May Penza» этого года. Это секстет Ильи Морозова и Виктории Кауновой, и фортепианное трио Дмитрия Илугдина. Пензенцы увидят и услышат их уже скоро на сцене областной филармонии.

— Кроме концертов была какая-то дополнительная активность?

— Разумеется, была большая образовательная программа. Это и открытые мастер-классы, которые давали музыканты, и встречи, и многочисленные панельные дискуссии, и круглые столы. Кроме того, в этот день в Санкт-Петербург приехали самые крутые джазовые продюсеры, которые смогли познакомиться с творчеством российских музыкантов.

— Можно ли сравнить международный день джаза и наш фестиваль?

— Ты хочешь спросить, что нас роднит? Международный день джаза и фестиваль «Jazz May Penza» — это ежегодная мощная эмоциональная встряска, такая резонансная инъекция джазовой музыки. Прошлогоднюю трансляцию гала-концерта международного дня джаза посмотрело почти 2 млрд. человек. Это четвертая часть населения планеты. И этих людей с каждым годом становится все больше. То же самое происходит с нашим «Jazz May Penza», Аудитория растет, количество поклонников джазовой музыки в Пензе и окрестностях увеличивается.

Мне регулярно пеняют, что мы ограничиваемся тремя майскими днями и ничего джазового не делаем в другие времена года. Но, скажу честно, на все нас не хватит. Есть и другие интересы, и другие проекты. Одно дело — сделать ежегодное масштабное и интересное событие, и совсем другое — вести регулярную стабильную работу в этом направлении. И все же, я думаю, Пенза на нашем фестивале получает правильный заряд культурной энергетики на год вперед. Это общее звено. А так, сравнивать эти два события я бы не решился. Они совершенно несопоставимые по своим масштабам…

И еще раз отмечу — команде Игоря Бутмана удалось сделать невероятное. В этом концертном сезоне они провели уже два мероприятия мирового уровня — джазовый блок в рамках международного культурного форума (тоже проходил в Петербурге) и международный день джаза. Российская джазовая сцена, так или иначе, открыла занавес. Наших музыкантов увидели очень важные в мировом джазе люди. Я не знаю, что может быть еще такого значимого в музыкальном мире по сравнению с тем, что несколько дней назад происходило в Питере.

Даже организаторы говорят, что это самый крутой опыт в их жизни. К счастью, в музыку не влезла политика. Никто не спрашивал у американцев, за кого они — за Трампа или Клинтон. Как и не спрашивали у наших. Какая, в конце концов, разница? Люди просто играют музыку, которая им нравится, которая всех объединяет. И границы действительно стираются…

Фото Михаила Ивановского, из архива Олега Рубцова

Похожие статьи