Достояние республики: Генрих Вавилов

Заслуженный артист России Генрих Вавилов — талант из народа. На днях ему исполнился 81 год. Его творчество прекрасно знают театралы. Мы же решили дополнить знакомый им образ.

— Нынешняя актерская молодежь, приходя в наш театр, поначалу тоже, вставая, здоровалась с ветеранами сцены, но потом быстро забывала этот ритуал, — сетует Вавилов.
— Хотел бы на склоне лет сыграть Герасима в «Му-му», — говорит Генрих Дмитриевич.— Прошу режиссеров в спектаклях давать мне маленькие, но сочные роли, стыдно быть не занятым актером и получать зарплату.
Волшебная сила искусства
На счету Вавилова более 150 ролей. Есть среди них большие и главные. Приходилось играть и роли маленькие и второстепенные. Без них нет настоящего актера. Театральный стаж Генриха Дмитриевича около 60 лет. А началось с Сосновоборска, где он родился, кстати, на улице Театральной. Отец его работал в райкоме КПСС, заведовал кадрами, но после работы спешил на репетиции драмкружка при фабричном клубе. Человек он был фактурный, играл роли в «Грозе» и «Маскараде». Генриха всегда тянуло в клуб, манил сам запах театральных декораций. Поначалу, чтоб приблизиться к искусству, он устроился помощником киномеханика. Насмотрелся трофейных и советских кинолент. Знал наизусть каждую роль. Особо полюбились ему фильмы о Тарзане, а также «Богатая невеста», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух» с Зельдиным в главной роли. В ту пору Вавилов и не грезил тем, что потом ему посчастливится лично познакомиться с легендарным актером.
Вас вызывает Кузнецк
В послевоенные годы в Сосновоборск приезжал Кузнецкий драматический театр и давал там спектакли. Генрих заворожено их смотрел и однажды решился поехать в Кузнецк, показаться главному режиссеру. Прочитал с татарским акцентом басню «Ворона и Лисица», сплясал вприсядку и вернулся домой. Телеграмма с вызовом из Кузнецкого театра пришла скоро. Мать отговаривала, но Генрих поехал. Жил при театре. Спал то в гримерке, то в кабинете руководителя. Играл в спектаклях «Вас вызывает Таймыр», «Королевство кривых зеркал»…Ему было всего 18 лет, но величали его не иначе как Генрих Дмитриевич. Где б тебя еще так называли, любил повторять режиссер.
«Синий платочек» сберег
Когда пришла повестка из военкомата, от отсрочки Вавилов отказался. Привезли в Оршу в гарнизон. После бани разместили в казарме с цементным полом. Спали на подушках и матрацах, набитых соломой. Многие простудились. В армии Генрих переболел желтухой. Его положили в санчасть и откармливали сахаром. — Однажды пришел в казарму мужик с трубой, — вспоминает Вавилов.— Кто из вас играл на таком инструменте на гражданке? — спрашивает. — А я-то еще дома в музыкальном кружке на трубе занимался. Сыграл ему «Синий платочек». Ноты знал. Так до дембеля и прослужил три года, играя в духовом оркестре при авиационной части в Белоруссии. Жил в Доме офицеров.
Прокурор поможет
Не успел приехать в Сосновоборск, зовут в Кузнецк, — некому играть в театре. В труппе 25 актеров. Тогда-то он и сыграл свою первую главную роль Теодоро в комедии «Собака на сене» Лопе де Вега. Пел песни, играя на гитаре. Еще задолго до телетриумфа Михаила Боярского.
В 1960 году в Кузнецк приехала для просмотра местных актеров творческая группа Пензенского драмтеатра. — Берем тебя, — сообщили Вавилову. Чтобы перебраться в Пензу, Генриху пришлось обратиться за помощью к прокурору. Не хотели кузнечане отпускать своего воспитанника. И сурово на него обиделись.
Поселили Вавилова в Пензе рядом с драмтеатром в кирпичном доме, кишащем крысами.
Там Лермонтов
В 60-е годы было много гастролей, причем по югу страны: Сочи, Новороссийск, Севастополь…До 1968 года месяцами катались. С марта 1968 г. Вавилов по протекции друга решил попытать счастье в Кишиневском русском драматическом театре имени Чехова.
«Что за русский театр без русских актеров?» — удивлялся Генрих Дмитриевич. Жил в общежитии с фанерными перегородками вместо стен. На получение квартиры рассчитывать не приходилось. Кишинев тогда был город маленький, практически с одной центральной улицей. Это уже потом он разросся. Но разговоров о промышленном производстве, к своему удивлению, Вавилов не слышал. Город больше говорил об искусстве. А мама ему писала письма, ссылаясь на свое здоровье, постоянно звала его домой. Генриха не отпускали, говорили: «Дурак. Там есть нечего». А он отвечал: « Там Лермонтов!»
Чтобы помнили
Через три года Вавилов вернулся в Пензу, где и сыграл свои лучшие роли в театральных постановках «Волки и овцы», «Забыть Герострата». С особой теплотой говорит о спектаклях «А зори здесь тихие…», «Сослуживцы», поставленные в Пензенском драмтеатре задолго до знаменитых фильмов. А наибольшей удачей считает роль Сирано де Бержерака в одноименной пьесе Э. Ростана.
— Как сейчас репетируют, — сокрушается Вавилов. — Уважаемый мной Белякович приезжает в Пензу для постановки спектакля на 10-12 дней. Актеры для него строительный материал. Артист стремиться выпалить заученный текст, встав в нужной точке сцены… А я так работать уже не могу, не молод. В столичных театрах репетировали пьесы по полгода, а в тридцатые годы — несколько лет. И спектакли долго жили.
P.S. В 2014 году на праздновании 75-летия Пензенской губернии Генрих Дмитриевич Вавилов был награжден медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью».
Источник фото:http://penzateatr.ru Фото © Дмитрий Журкин