Директор художественной школы: «Наше образование сейчас крайне востребовано»

В 2015-м году детская художественная школа №1 имени В.Е. Татлина отметила свой 70-летний юбилей. За свою многолетнюю историю она стала неотъемлемой частью культурной среды нашего города. Насколько актуально и популярно в современной России дополнительное детское образование, и выполняет ли оно свои основные функции, а именно — воспитание потребности в творчестве и предоставление возможности самореализации и профессионального, личностного самоопределения?
Эти и другие вопросы мы решили обсудить с директором школы Ивайловской Татьяной Павловной.
Я стала выпускницей «Татлинки» семь лет назад, с тех самых пор, собственно, там и не появлялась. Воспоминания о годах обучения остались самые теплые, однако, учитывая общее состояние муниципальных учреждений в наше смутное время, на интервью я шла с неспокойным сердцем — надеясь на лучшее, а готовясь, увы, к худшему. Несмотря на это, едва подойдя к зданию школы, я уже была приятно удивлена: чистый, отремонтированный фасад, большая стильная вывеска. Семь лет назад все выглядело несколько иначе. Холл школы также преобразился: ни обшарпанных стен, ни тусклого освещения, ни неровного пола. Красиво и просто. Встретила меня директор школы — Ивайловская Татьяна Павловна, и, пожалуй, только в ней я не заметила никаких перемен — все те же добрые глаза и обаятельная улыбка.
— Татьяна Павловна, я вижу, что за несколько лет школа буквально преобразилась. Что было сделано?
— Переехали мы сюда в полную разруху. Начали с простого, постепенно обживались. К моменту 70-летия школа уже выглядела пристойно. Знаете, глядя на нас сейчас, можно сказать, что всем необходимым мы обеспечены. Задействуем и собственные силы, и город нам помогает. Так, в год 350-летия города юбилейная программа помогла нам отремонтировать фасад школы, что стало финальной точкой в преображении здания.
— А каким образом школа отметила собственный юбилей?
— К 70-летию были открыты архивы, начиная с 50-х годов, и непосредственно в день юбилея мы сделали ретроспективную выставку, организовав работы по десятилетиям — 50-е, 60-е, 70-е… И так до нашего времени. Вся школа была превращена в выставочную площадку. По сути, мы рассказали и показали свою историю в работах наших учеников.
— Наверняка в день юбилея поднимался вопрос об уникальности школы. В чем она заключается?
— Дело в том, что долгое время школа вообще была единственной. В 45-ом году ее основали на базе Художественного училища, потом она переехала в Архиерейский дом, потом в Губернаторский и, наконец, сюда (здание по улице Карла Маркса, некогда принадлежавшее хору О.В. Гришина — прим. автора). Это наше четвертое и, надеемся, последнее место жительства. Уникальность школы заключается в первую очередь в том, чему мы обучаем детей. Всё, что вы видите вокруг, сделано их руками: скульптура, декоративно-прикладное творчество, живопись, графические работы. Все это детское творчество, возможности которого мы раскрываем.
— Сколько учеников насчитывает школа на данный момент?
— Пятьсот пятьдесят. Гораздо больше, чем, допустим, пять лет назад.
— То есть мнение о том, что дополнительное образование в России в настоящий момент умирает, не имеет под собой никаких оснований?
— Конечно, нет. Художественное образование сейчас крайне востребовано. Оно открывает детям столько возможностей: наши выпускники, отучившись в школе с первого по одиннадцатый класс, без труда поступают в Художественное училище или ВУЗ.
— Привлекаются ли молодые специалисты в школу в качестве преподавателей?
— Мы привлекаем своих выпускников. Они возвращаются к нам после учебы в художественном училище. Работать с ними проще, они знают, какие у нас требования, и совершенно осознанно приходят работать педагогами.
— Одно из направлений деятельности школы — передвижные выставки. Расскажите, где вы сейчас выставляетесь.
— В общеобразовательных школах, на улицах города, в Лермонтовской библиотеке… у нас огромное количество площадок. Буквально сегодня отправили большую выставку ко дню науки в университет. Детское творчество востребовано как никогда. Хотят все — торговые центры, даже офисы. Они обращаются к нам, говорят, что люди загружены, нет времени ходить на выставки, просят выставлять работы прямо у них. Мы соглашаемся.
— Получается, в период экономического кризиса и политически нестабильной обстановки люди обращаются к детскому творчеству за положительными эмоциями?
— Да. Например, больницы. Людям, у которых проблемы со здоровьем, трудно найти позитив. В больницы мы отправляем творчество совсем юных художников, малышей. Они делают яркие, красочные работы. Фантазия в таком возрасте неуемна. Так образовательная деятельность плавно перетекает в выставочную и культурно-просветительскую. На базе художественной школы также действует виртуальный Русский музей (мы можем показать любую коллекцию музея, проводить экскурсии для учащихся художественных и образовательных школ) и Детская картинная галерея.
Татьяна Павловна предлагает взглянуть на галерею своими глазами. Мы поднимаемся на третий этаж и оказываемся в просторном помещении: работы учеников здесь не только заполняют все стены и передвижные стенды, но и лежат прямо на полу. «Не обращайте внимания — рабочие моменты!» — улыбается директор.
Внимательно рассматриваю рисунки, делаю несколько снимков. Мы снова спускаемся вниз, на первый этаж, где в завершение нашей экскурсии, Татьяна Павловна демонстрирует мне аудиторию профориентационного класса.
Ровные ряды парт, доска, большой плазменный телевизор, все стены сверху донизу заполнены совершенно невероятными объемными макетами, сделанными то ли из плотной бумаги или картона. В годы моего обучения мне не приходилось видеть ничего подобного, поэтому я с интересом изучаю класс, стараясь не упустить ни единой детали. Впечатлений, признаться, масса.
Из дальнейшего разговора с директором школы я узнаю, что в настоящий момент здание, в котором базируется учебное учреждение, попросту не вмещает все количество желающих обучаться. По этой причине школа работает также в режиме выездных классов на базе 13-й гимназии, 57-й и 76-й школ. Кроме того, в школе всерьез задумались о возрождении вступительных экзаменов, ведь не имея возможности принять на обучение всех желающих, придется каким-то образом отбирать претендентов.
— А вообще, у нас все хорошо, — подытоживает Татьяна Павловна. — У нас замечательные дети, они делают великолепные работы, мы организуем множество выставок, то есть, играем большую роль в жизни города и задействованы во многих сферах. Кроме того, со следующего года мы планируем запустить «Вечернюю студию» для взрослых. Только планируем, а звонки уже раздаются. Желающих много. Ведь таким образом собирается круг людей с общими интересами, это другая атмосфера. Люди разного возраста, а границы между ними стираются.
Я прощаюсь с Татьяной Павловной и покидаю школу в состоянии непередаваемой эйфории. В холле я встречаю большое количество детей и родителей, ни одного мрачного лица, череда улыбок, просто магия. Паустовский сказал: «Дело художника — рождать радость». Думаю, что в художественной школе № 1 имени Татлина свое дело знают.
Фото автора