Детская школа искусств Бессоновского района: «Помогаем раскрывать таланты»

Детская школа искусств Бессоновского района была создана в далеком 1982 году. В настоящее время школа является одним из главных центров культурной жизни района. Это активно развивающееся и популярное среди жителей села учебное заведение, в которое вот уже более 30 лет юные таланты приходят, чтобы совершенствоваться. Подробнее о том, что собой представляет современное учреждение дополнительного образования на селе — в разговоре с директором школы Тамарой Кожеуровой.

По старой деревянной лестнице мы поднимаемся в кабинет директора детской школы искусств Бессоновского района. На стенах — замечательные живописные полотна, выполненные учащимися, в высоких стеклянных витринах — кубки и награды, завоеванные ими же на многочисленных общероссийских и международных конкурсах. Директор школы — Тамара Кожеурова встречает нас широкой улыбкой, хотя по обстановке, царящей в помещении, чувствуется, что работа кипит и отвлекаться особенно некогда.
— Детская школа искусств Бессоновского района была открыта в январе 1982 года, — рассказывает Тамара Александровна. — То есть, в этом учебном году школа отметит свой 34-й день рождения. Наше учебное заведение реализует программы дополнительного образования в сфере искусства. Направлений у нас много. Есть такие классы, как фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, балалайка, гитара.
Есть отделение хореографии, народного пения, изобразительного искусства, отделение общего эстетического и общего художественного образования для детей, которые поступают в возрасте от 13 лет. В настоящее время в школе обучаются 735 человек. Это контингент не только основной школы: по всему району у нас раскидано 12 филиалов.
— Получается, вы никак не взаимодействуете с пензенскими учреждениями дополнительного образования?
— Пожалуй, встречаемся только на конкурсах. Пенза обособлена, она сама по себе. Но контакт с директорами школ и преподавателями мы все же стараемся поддерживать. Мы активно работаем с районным и сельскими домами культуры, с общеобразовательными школами, детскими садами и соцзащитой.
— Кто преподает в школе?
— В настоящий момент у нас 35 преподавателей. Средний возраст педагога — 35-40 лет. Много молодых людей, которые приходят к нам после училищ, музыкального колледжа. В этом году к нам также пришли новые специалисты, которые действительно хотят преподавать.
— Администрация района вас как-то поддерживает?
— Всем известно, что сейчас кризис, поэтому, пожалуй, стараемся надеяться только на свои силы. Но, конечно, администрация радуется нашим успехам.
Тамара Александровна демонстрирует увесистые папки, в которых собраны дипломы, полученные учениками и коллективами школы на различных конкурсах. Трудно поверить, что все это было заслужено буквально за последний год. Статистика впечатляет: за прошлый учебный год школа приняла участие в 55 конкурсах, имеет 139 лауреатов и 68 дипломантов. Стоит отметить, что на базе школы действует множество творческих коллективов – ансамбли «Забавушка», «Потешки», «Русская душа», «Доминанта», «Веретенце», «Контрасты», «Славяне» и другие.

Все коллективы достаточно своеобразны, и каждый из них, определенно, заслуживает внимания.
Прием в школу новых учеников производится до 1 сентября каждого учебного года. Ребята, желающие обучаться в школе искусств Бессоновского района, проходят вступительные испытания: на музыкальном отделении — это проверка музыкальных данных ребенка (необходимо сыграть на фортепиано или исполнить голосом мелодический отрывок, сыграть аккорд, повторить ритмический рисунок, пропеть знакомую мелодию); на отделении художественного искусства — поступающий должен владеть базовыми навыками композиции, рисунка, живописи и обладать содержательно-эмоциональным восприятием окружающего мира; на отделении хореографии — приемные испытания нацелены на выявление наличия чувства ритма, слуха, координации движения, проверяется также гибкость, пластичность и хореографическая память, которой обладает ребенок.
В общем, обучение в школе искусств — не баловство и даже не хобби. Это серьезная работа, которая, конечно, не лишена и ни с чем не сравнимого удовольствия, которое человек испытывает при соприкосновении с миром настоящего искусства, будь то живопись, музыка или танцы.
На вопрос о том, почему в современном мире важно заботиться об эстетическом образовании детей, директор детской школы искусств Бессоновского района Тамара Кожеурова отвечает так:
— Искусство всесторонне развивает ребенка. Образование в сфере искусства в современном мире — это плюс. Оно полезно всегда. К примеру, начальник отдела культуры в нашем районе окончила музыкальную школу. Да, она не стала пианистом, но всегда отмечает, что музыкальное образование очень пригодилось ей в жизни. В наше время при поступлении в университет молодой человек обычно демонстрирует свое портфолио, и диплом об окончании школы искусств очень котируется. Однозначно, что лишним такое образование не будет никогда.

— А дети обычно сами определяются с тем, каким именно видом искусства хотят заниматься, или же им все же чаще советуют родители?
— Наверное, вместе. Иногда родители отдают ребенка сразу на два отделения. А потом уже он сам определяется. Бывает, что ребенок очень хочет заниматься чем-то конкретным, а потом понимает — не мое. Ведь, к примеру, игра на фортепиано — это тяжелая ежедневная работа. Нельзя просто сесть за инструмент и начать играть как профессионал. Причем, работать приходится не только в школе, но и дома. Не все дети к этому готовы.
А на хореографическом отделении нужно уметь делать шпагат, нужно тянуться, преодолевать боль. Опять же, не каждый ребенок с этим справится. Еще один плюс нашей школы состоит в том, что мы предоставляем детям возможность самоопределения, даем варианты, из которых методом проб и ошибок можно выбрать свой дальнейший путь. Иногда дети записываются сразу на три отделения, а потом уже определяются с одним конкретным. А кто-то идет до конца и получает сразу два или три документа об окончании. Наша задача — помочь каждому раскрыть свой талант. Так мы и работаем.