Денис Коробков о том, как найти целый мир в малом
Журналист
Журналист

Елена Качурина

Известный пензенский художник рассказал порталу «Пенза-Онлайн» об искусстве, своих творческих проектах и своем взгляде на современную архитектуру города.

- Расскажите о начале своего творческого пути? Как он определился, еще в раннем детстве или уже в более осознанном возрасте?

- Сколько себя помню - я всё время рисую. Сначала художественная школа, затем художественное училище, сейчас занимаюсь своими творческими проектами. Мне часто задают вопрос, что для вас значит живопись (графика), является ли это способом, чтобы заработать или это жизненное увлечение. Отвечаю, что это судьба!

- Денис, что для вас значит искусство?

- Служенье муз не терпит суеты. Искусство - это лишь средство познания себя и окружающего мира. Когда занимаешься своим делом, то каждый новый эксперимент открывает что-то новое, и работа превращается в удовольствие. Это трудно понять людям, которые могут бесконечно менять род своей деятельности в поисках «длинного рубля».

- Что чаще всего изображаете в своих работах и с чем это связано?

- У меня нет каких-либо предпочтений на длительное время, просто автор изображает то, что ему сейчас интересно. Я интересуюсь многими вещами. За последние десять лет делал и архитектурные реконструкции на тему «Старая Пенза», и серию черногорских работ, и цветущие ветви яблонь, и натюрморты с фруктами (проект «Вкусные вещи»), и народные мотивы с девушками в платках, и ещё много чего, чему и названия сразу не придумаешь. Главное для меня - видеть свой рост, тогда можно смело смотреть вперед и ставить более сложные задачи.

- Где можно увидеть ваши работы? Как часто вы устраиваете выставки?

- В последнее время выставками совсем не занимаюсь, увы, такие мероприятия стали для меня непомерной роскошью и благотворительностью (не вижу смысла вкладывать в них силы и время). Пару - тройку лет назад я делал несколько персоналок, и у меня теперь есть хороший опыт, но на будущее я уже не стал бы затевать что-то подобное. Открыл для себя интернет - здесь всё гораздо проще и гораздо сложнее, чем в жизни. Выставляя работы в сети, можно изучать, кому и что нравится.

С грустью можно констатировать, что нашего современника качественно сделанными вещами невозможно удивить. Ему действительно нужны события, чтобы твоя работа запомнилась и родила мысль – это уже требует огромной внутренней работы автора.

- Расскажите, пожалуйста, о своем авторском проекте «Пенза одним глазком». Как возникла идея его создания? И находит ли она какой-либо отклик среди горожан?

- Этот проект родился благодаря моему увлечению, связанному с изучением истории города. Я поучаствовал в создании юбилейных альбомов Игоря Шишкина, и у меня оказалось множество пензенских фотографий разных лет. Материал получился достаточно специфический, и разобраться в нем мог только человек, хорошо знающий историю. Вот я и подумал создать альтернативу этим книгам. Она адресована, конечно же, для молодежи, которая большинство своего времени проводит в социальных сетях. Более года я создавал эти совмещения.

Но когда сделал сотый коллаж из этой серии, понял, что без поддержки заниматься этим уже не хочу. Люди писали, что этот проект им очень нравится, и они хотели бы видеть и календари на эту тему, и даже видеоролики. Смею заметить, что мало кто из них задумывался о том, что этим я занимаюсь просто так, из любви к городу.

- В последнее время душа лежит больше к живописи или к графике? С чем это связано?

- Вот уже полтора года я занимаюсь исключительно графикой. За это время сделал огромный шаг в развитии. Множество материалов и техник заставили меня углубиться в то, с чем я раньше не сталкивался. Это очень занимательная вещь, когда снова, как во времена студенчества, сидишь «набиваешь» руку. Пытаешься почувствовать материал, где его лучше использовать, на какой фактуре (бумаге) он будет лучше смотреться, и так далее. В общем, это «кухня», о которой зритель не должен знать, ведь на его суд уже подаётся готовое блюдо, и оно не должно пахнуть ни потом, ни кровью художника.

- Известно, что одну из своих новых работ вы посвятили Ивану Ильичу Мозжухину. Почему именно ему?

- Дело в том, что у меня много проектов, и все они пополняются с разной периодичностью новыми работами. Есть среди них и о жизни замечательных людей города Пензы. Началось всё с Татьяны Яковлевой, затем появился Алексей Турищев, потом Горюшкин-Сорокопудов, и вот теперь Иван Мозжухин. К сожалению, не могу похвастать, что я хорошо знаком с его киноработами. Но в мировой истории он - личность колоритная, и поэтому заслуживает внимания.

- Почему вы изображаете именно старинные объекты нашего города?

- Старинные объекты хранят в себе представления о красоте людей совсем другой эпохи. Если их не изучать и не понимать, то теряется преемственность, и мы сами себя отсекаем от своих корней. И это не пустые слова, масштабы этой трагедии ужасают. Мы скоро будем напоминать аборигенов Южной Америки, которые бегают возле пирамид и не знают, что с ними делать.

- Что посоветуете делать для сохранения и восстановления старинного облика Пензы?

- Советовать мне очень сложно, потому что люди сами не хотят, видимо, жить в красивом городе. Тут много серьезных вопросов, с которыми придётся столкнуться. Во-первых, старые здания требуют к себе особого ухода. Ремонтировать и приводить в порядок удаётся единичные здания в историческом центре, да и то с кучей оговорок.

Реконструкцией и реставрацией у нас занимаются люди, которые, по сути, не могут ей заниматься. Потому что у них нет в бригадах ни лепщиков-скульпторов (для того чтобы восстанавливать утраты гипсовой лепнины на фасадах), ни кузнецов (для того чтобы воссоздавать детали кованых козырьков и прочее). Нет даже каменщиков, готовых положить кирпичную кладку, как умели это делать раньше. Нет ни кровельщиков, способных сделать водосточные трубы по дореволюционному образцу, ни краснодеревщиков, которые смогли бы делать точные копии старинных резных дверей, наличников, оконных рам и так далее.

Во-вторых, это, пожалуй, самая главная проблема – это сами архитекторы. Увы, всё что сейчас предлагается заказчику - это выбрать между современным и очень современным. Смотришь на эти проекты и не видишь человека в них. Есть какие-то геометрические формы (порой причудливо закрученные), но нет в них культуры, нет исторической и национальной преемственности. А всё это от того, что, к большому сожалению, архитекторы нынче хотят быть модными. А мода, как известно, это культ пустоты.

Жаль, что у градостроителей не осталось уважения к своим корням, и ждать от них, кроме этой пустоты, совершенно нечего. Все эти 3D визуализации - лишь компьютерная пыль в глаза чиновников и общественности. Я не хочу ни с кем ссориться, но выбирать между кубиком и пирамидкой я не собираюсь!

- Что хотите донести своими работами до современного зрителя?

- Не знаю, как отвечать. Иногда мне удаётся поймать за хвост удачу. Удача у художников – это случайный штрих, мазок кисти, неожиданное сочетание цветов и материалов, и наконец, сюжет и идея. Замечательное состояние души можно отметить, когда удаётся найти в малом целый мир. Это умение видеть в простом сложное, и наоборот. Вот такими загадками и отгадками мне и нравится делиться со своим зрителем.

- Денис, какой совет дадите начинающим художникам?

- Художник – это такой же ученый. Его изобретения и открытия могут приносить реальную пользу людям, а могут лишь создавать круги на воде. Вся задача состоит в том, чтобы не врать самому себе.

- Ваши любимые места в Пензе?

- Сквер имени Лермонтова.

- Что в вашем творчестве вас вдохновляет?

- Меня вдохновляет рост. Кто-то сказал, что счастье – это не когда получилось или получится, а счастье - это когда получается. Вот я и радуюсь, когда прямо на мох глазах начинает получаться то, что ещё вчера казалось почти невозможным.

- Расскажите немного о своих творческих планах.

- О планах не люблю рассказывать - заметил, что слова мешают делу. Лучше разговор заводить уже по факту, когда уже есть предмет обсуждения.

Похожие статьи