Четыре вопроса православию.Вопрос первый: Позиционирование церкви
Журналист
Журналист
Михаил Чернецов

Беседа с председателем информационного отдела Пензенской епархии иеромонахом Фаддеем (в миру — Александр Владимирович Голосных) о месте православия в жизни современного общества.



Михаил Чернецов: Сегодня Православная Церковь в России сталкивается с новым историческим вызовом. Большую часть двадцатого века, в условиях советского государства, религия находилась в притесняемом положении. Но люди, живущие в атмосфере информационного голода, неизбежно становились консервативны в своих убеждениях, и вера родителей передавалась детям и впитывалась ими с юных лет. Это помогло церкви не только выжить, но и, в целом, сохранить свою численность и общественное влияние. 

Сейчас ситуация изменилась. Строятся новые храмы, есть доступ к СМИ, первые лица государства участвуют в православных празднованиях. Но изменения произошли не только в отношениях с властью.

Современный человек живёт в эпоху грандиозных возможностей для своего саморазвития. Его более не сковывают рамки культивируемого государством мировоззрения, а Интернет позволяет найти источники информации практически по любым вопросам. Количество факторов, влияющих на становление личности, многократно возросло. Культурная среда прежде во многом предопределяла развитие человека, но сейчас этот процесс стал взаимнонаправленным: у нас появилась возможность самим влиять на окружающее нас информационное поле. Мы можем узнать о культуре народов, живущих на другой стороне земного шара, познакомиться с творчеством любого писателя или философа.

Русское православие оказалось в непривычной для себя ситуации — конкурентной среде, в которой оно, на сегодняшний день если и выглядит фаворитом, то отнюдь не безусловным. Его оппоненты обладают своим голосом, и этот голос слышен, они озвучивают свои доводы, иногда переходят к прямым нападкам. Общество ждёт ответов на вопросы, которые звучат и в медийном пространстве, и в частных беседах. 

Как будет правильно оценить состояние русского православия? Это эпоха развития или упадка, триумф или кризис? 

О.Фаддей: Во-первых, стоит определиться с терминологией. Некорректно говорить о русском православии — православие едино, оно не делится на русское, болгарское, грузинское. Все поместные церкви, в числе которых и Русская Православная Церковь, составляют собой единую Церковь Христову с общим вероучением и объединённую в евхаристическом общении. Не приводит ни к чему хорошему, когда люди проецируют на церковную жизнь политическую или национальную структуру. Сам Господь наш Иисус Христос говорил: «Царствие моё не от мира сего», — так почему же мы считаем себя вправе полагать, что политические или национальные границы разделяют и Церковь? Поэтому корректней говорить не о русском православии, а о православии в России.

Церковь, действительно, сталкивается с критикой в свой адрес. Отвечая на неё, мы должны обозначить несколько ключевых, базовых точек. Как бы не пытались очернить Церковь, она всегда, при любых обстоятельствах повёрнута лицом к человеку. Говоря в этом аспекте, мы должны понимать, что Церковь — идеальна, религия — идеальна. Не идеален человек, а поскольку Церковь является богочеловеческим организмом, в ней неизбежно присутствует этот неидеальный человеческий элемент. Но церковная жизнь и состоит в стремлении к этому идеалу, которым для нас является Христос, в стремлении к обожению человека, которое и является фактом нашего спасения. 

Возвращаясь же к социальному фактору, обратим внимание на то, что почти 75% населения России называют себя православными, самоидентифицируют и соотносят себя с Православной Церковью. Конечно, очевидно, что весомая часть из этих людей причисляет себя к таковым в силу традиционных, национальных, культурных причин, многие скажут, что просто верят в Бога. Весомая часть никогда не участвовала в церковных таинствах.

Но даже если человек считает себя атеистом — он имеет на это право! — если он был крещён, если он сам или кто-то за него давал обещание быть христианином, быть причастником Бессмертного Бога, то для нас он является христианином. И если такой неверующий, или же любой ищущий человек недотягивает пока до той высокой духовной планки, которая даёт надежду на личное спасение — то это очень плохо, но духовенство, Церковь, да и простые верующие живут чаянием, что такие люди смогут всё-таки в своём развитии приблизиться к тому идеалу, который обозначил для нас Господь.

Михаил Чернецов: Возможно, корень этой проблемы в том, что большинство, считающих себя верующими, практически ничего не знают о православном вероучении: триадологии, сотериологии, эсхатологии. Если спросить среднестатистического современного православного, во что он верит, то его описания будут напоминать, в лучшем случае, вариации протестантизма, а в худшем — какие-то немыслимые эзотерические конструкции. Примеры утверждений, которые многие считают составляющими православной веры – и которые не имеют к православию никакого отношения, а то и прямо ему противоречат: 

«Каждая частица нашего мира, каждый атом являются частью вездесущего, единого с мирозданием Бога»

«Все мы проживаем жизнь в соответствии с тем, что предначертано нам решением всемогущего Господа, по сути, не принимая решений, а лишь отыгрывая отведённый нам сценарий».

«Иисус Христос — человек, в Которого вселилась вторая ипостась Бога-Троицы».

«Иисус принёс жертву на кресте, чтобы умилостивить Бога-отца, а Он, в свою очередь, принимает эту жертву и за это прощает людям их грехи».

Насколько это опасно для церкви как общественного института и для личного спасения человека?

О.Фаддей: Для Церкви — не опасно вообще. Господь наш Иисус Христос сказал: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Господом определено, что Церковь будет существовать до конца мировой истории. В разные времена христианству пришлось пройти через самые разные исторические препятствия, через мучения и убийства её членов, через борьбу с другими учениями и через внутренние расколы. Но, в любом случае, знание о нашем спасении и нашем Спасителе никогда не будет утеряно, и всегда найдутся люди, — пусть их даже будет и совсем немного — которые будут составлять собой истинную христианскую православную Церковь.

Существует определение религии как восстановление некогда разорванной связи между человеком и Богом. Христианство предлагает принципиально новый взгляд на отношения Бога и человека по сравнению с другими религиями. Если мусульманство и иудаизм акцентируют внимание на исполнении ряда обрядовых предписаний, следование моральным нормам с оттенком подчиненности, долженствования, то мы говорим именно об отношениях укорененных в любви. Догматика же является развитием этого тезиса. 

Да, на начальном, «бытовом» этапе развития своей веры человек может мыслить Бога как некоего законодателя, господина, императора вселенной, а себя — как его раба. Но мысль развивается от простых форм к сложным, и ищущий пытливый человек неизбежно придёт к пониманию себя как соучастника замысла Божьего, то есть Его друга, а затем — как сына Божьего, связанного с Ним отцовской и сыновьей любовью. 

Все постулаты христианской веры являются логическим продолжением этих простых истин. Поэтому развитие мысли неизбежно приводит нас к осознанию истинности догмата — это касается и веры в триединого Бога, и в богочеловеческую природу Христа, и в остальные положения христианской веры. 
Вопрос лишь в том, насколько искренне твоё желание быть христианином. Быть со Христом. Как желающий стать, например, врачом должен получит соответствующее воспитание и образование, так и желающий стать христианином должен сформировать у себя правильное понимание того, во что он верит. Много ли надо для этого? Открой Священное Писание, задай вопрос священнику, ознакомься с сочинениями Отцов Церкви. Если же избирательно отказываться от отдельных постулатов веры потому, что не постарался их понять, — какой же ты тогда христианин?

Поэтому необходимо, чтобы желающий спасения и сам делал шаги в сторону Церкви. Вера не может быть пассивной, она должна быть активной, т. е. деятельной — как в повседневной жизни, так и на мировоззренческом уровне.

Продолжение следует...

Похожие статьи