Блокада «Ленинграда»
Журналист
Журналист
Борис Шигин

В Пензу едет группировка «Ленинград» Сергея Шнурова. Не группой, а именно группировкой они себя называют. И в этом уже агрессия, уже вызов, потому что группа — это несколько человек, а группировка означает иное: нас много, мы сильны! Уверен, в это понятие и число они включают и тех, кто их слушает. И именно об этом сегодня мне хочется поразмышлять. Не о них, а о нас. Потому что короля играет свита!

Сергей ШнуровСмешнее всего было бы сейчас писать о том, как плохо ругаться матом, цитировать Апостола Павла, который говорил так: «никакое гнилое слово да не исходит из ваших уст»… Никаких духовных авторитетов давно уже нет! Да и мат — увы, часть разговорного русского языка. Это факт! Солженицын называл брань элементом «сердечного русского разговора».

Хотя сам не употреблял непотребных слов, не наполнял ими свои художественные произведения. А уж писал и про страшные события и явления: и про революцию, и про ГУЛАГ. Даже Шукшин придумал смачное, смешное и незлобивое словечко «мля», вместо… ну вы понимаете. И чудака на букву «м» придумал. Хотя уж его герои как раз могли бы дать жару! Кто не знает этих слов? Все знают…

И всё-таки, есть пока ещё такие понятия как нравственность и культура! Есть общественное табу и та самая культурная уздечка, о которой писал Фрейд, и которая делает человека человеком, общество цивилизованным, то есть, имеющим определённые нравственные рамки и обязательства. А если этого нет, то на смену очень быстро приходит разнузданность, поднимая со дна сознания далеко не идеального человека всё самое низменное, грязное, непотребное.

Именно поэтому в современном обществе складывается порой ситуация совершенно парадоксальная. Например, если вы в фойе театра или филармонии станете громко ругаться матом, то вас как минимум постараются изолировать от приличной публики. Но вот вы входите в зал и слышите со сцены те же самые слова, и… зал аплодирует — ах, как смело! Как это понимать? Между тем, мат, употребляемый публично, – одно из самых ярких проявлений презрения к нормам общества. А мат на сцене…

Шнуров нас презирает! Не без юмора, порой, но презирает, потому что его никто не останавливает в его желании нарушать культурные нормы. Были, правда, такие попытки. В 1998 году один из клипов «Ленинграда» отказался показывать телеканал «МТV-Россия». Однако Шнуров достаточно быстро прорвал эту блокаду. И здесь надо заметить, что именно СМИ и Сеть — главные его союзники. Отговорка тех, кто смотрит на это сквозь пальцы, давно известна: просто бизнес и никакой политики.

А что же власть? Единственным жёстким, принципиальным и смелым политиком оказался в своё время мэр Москвы Юрий Лужков, который запретил концерты «Ленинграда» в Москве в 2002-ом году. Как говорят те, кто ходит на концерты, — респект и уважуха! И всё… Власть сдалась! Власть великой страны оказалась совершенно бессильной сделать то, что должна сделать по определению: запретить нарушать закон! Ведь песня или клип — это художественное произведение, передаваемое нам со сцены или через СМИ. Нарушаем закон о СМИ? Странно, не правда ли? Да грош цена такой власти! Это я вслух сказал? Извините…

 Мы же договорились, что сегодня разговор не о Шнурове, не о власти, о нас! Так что же мы? А мы хотим жареного! Мы хотим с перчиком! Мы предпочитаем мат! В одном из московских кафе прошёл так называемый «поэтический бокс». Сражались два достаточно известных литератора. Победил тот, в стихах которого было больше… нет, не эпитетов и прекрасных рифм, образов и ритмических находок. Победил тот, в чьих стихах было больше ненормативной лексики. Почему? Да потому, что матом ругается 90% процентов населения страны, а классическую поэзию читают 3%.

Сегодня мы — такие! Мы «ленивы и не любопытны» как говорил Пушкин. Мы потеряли всякие ценностные ориентиры. В том числе и в литературе, поэзии, песне. И Шнуров злорадно мстит нам за это. Смеётся над нами. Презирает за то, что променяли Пушкина на шнуровский примитив: «напишу припев попроще, чтобы пели даже тёщи». И ведь поют да подпевают! Странно, что в православной стране возможны песенки и с такими словами: «Бог, ты что, оглох? Или тебе просто пох..». Выходит, что пох… Горько…

В Пензу едет «Ленинград». В провинциальную Пензу — десант из Санкт- Петербурга — культурной столицы России. Впрочем, всё истинно ленинградское Шнуровым давно опошлено, раздавлено, забыто. В одном из клипов на песню группировки происходит разговор матери и дочери о хлебе: мол, сходи за хлебом, дочь, хлеба в доме нет. Но дочь вполне «по-ленинградски», то есть, как Шнуров написал, отзывается о хлебе: что бы я этого сраного хлеба в доме не видела… — Да ты что, возмущается мать, не говори так о хлебе, у нас бабка блокаду пережила! Но дочь опять «по-шнуровски» не сдаётся: а мне п….ц. Надо ли что-то ещё добавлять?

Нет в самом мате ничего особенно страшного, все мы знаем эти слова, нет-нет да и ругнёшься… Страшен контекст. Страшно, что мат проник в песню, в литературу, вышел на сцену учреждения культуры. Вчера дирижировал маэстро Гергиев, сегодня играет Венский оркестр, а завтра поют свои матерные песенки Шнур и компания. Прелестно! Страшно не только то, что таким образом группировка Шнурова разрушает наши нравственные и культурные ценности. Ещё страшнее то, что мы миримся с этим. Более того, поддерживаем всё это! А как же? Ведь предоставляем лучшие залы! Наполняем город рекламой! Платим за эти чудесные встречи с пошлостью немалые деньги! Прикольно! Ещё раз вспомню Шукшина: просто чудаки на букву «м»!

Вы собираетесь идти на концерт и платить Шнурову деньги? Я – нет. Я объявляю «Блокаду «Ленинграда».

Источник фото: youtube.com


Похожие статьи