Вскладчину с властью. Часть 1: интересная задумка
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
В Пензенской области хотят внедрить инициативное бюджетирование. Суть, кратко говоря, в том, что муниципалитеты будут работать по различным проектам «вскладчину» с населением. То есть помимо налогов, мы будем отдельно скидываться на дороги, детские площадки и прочие радости жизни. Но так ли всё плохо? Попробуем разобраться.



14 марта в здании областной администрации состоялся семинар по внедрению инициативного бюджетирования. Помимо губернатора, членов областного правительства и глав муниципалитетов на нём присутствовали представители Всемирного банка, который и продвигает в регионах эту идею.

Что это такое?



Большая часть населения никогда не изучает бюджет своего города/села/муниципального район и т.д. Максимум, люди натыкаются в Интернете на сообщения в новостях, вроде «на проекты в сфере образования в этом году заложена сумма во столько-то миллионов рублей».

Почему? Во-первых, знаний не хватает, чтобы здраво оценить правильность распределения средств. Во-вторых, нет на это времени. Надо ужин приготовить, машину на СТО отогнать — дел у всех достаточно. В-третьих, у нас для этого есть администрация — профессиональные управленцы, получающие за это деньги, в том числе, с наших налогов.

В конце концов, мало кто задумывался, а сколько именно денег из его налогов идёт непосредственно в его муниципалитет.
То есть контроля со стороны населения за местным бюджетом, в общем-то, нет. Разбитые покрытия дорог и тротуаров, загаженные территории скверов и дворов, школьники с пивом и сигаретами в подворотнях — следствие, не в последнюю очередь, отсутствия такого контроля.

Изменить ситуацию призвано инициативное бюджетирование. Концепция активно внедряется Всемирным банком —  организацией, цель которой повысить уровень жизни в странах по всему миру. Проект получил название Программа поддержки местных инициатив (ППМИ)
Сегодня инициативное бюджетирование применяется во многих странах мира, от США и Великобритании до Южной Кореи и Индонезии —  нам есть, на кого равняться.

С 2007 года ППМИ действует в России и охватывает несколько регионов: Нижегородскую, Кировскую, Тверскую области, Ставрополье, Башкирию и др.

Суть инициативного бюджетирования в следующем:

1) Население активно привлекается к выбору проектов, которые следует реализовать в конкретном муниципалитете.
2) Местные жители софинансируют выбранные проекты.
3) Результаты работ контролируются самими жителями.

Авторы концепции исходят из того, что средства муниципальных и региональных бюджетов носят «обезличенный» характер. Народ любит повозмущаться на тему того, что он «платит налоги», а власть «ворует наши деньги». Но никто не пытается отследить движение каждого конкретного рубля, потому что подсознательно не воспринимает его, как свой собственный.

Совсем другое дело, если человек знает: месяц назад мы скинулись на новый тротуар. Пусть это будут «символические» триста рублей с носа —  но каждый знает, что он должен получить в итоге и с кого спросить. Работа оплачена – будьте добры, представьте результат.
При таких раскладах житель будет куда больше заинтересован, на что пойдут деньги. Будет доказывать, что организовать автостоянку перед его многоэтажкой сейчас во стократ важнее, чем насадить деревьев за ней. Он уже не пройдёт просто так мимо хулигана, тушащего бычок о новую скамейку, поставленную на его кровные. Он замучает звонками подрядчика, который не выполняет в срок обязательства. Такова уж человеческая психология.

Слова и факты



Конечно, всем понятно, что отдавать лишний раз свои деньги никто не хочет.

 «У всех граждан разное материальное положение, —  говорит Владимир Вагин, представитель Министерства финансов России, руководящий Центром инициативного бюджетирования. —  И мы понимаем, что для кого-то и триста рублей это деньги, а кому-то не составит проблемы вложить несколько тысяч. Принимать участи в реализации местных инициатив можно и в «натуральной» форме. Кто-то может, например, предоставить имеющуюся в собственности технику. Кто-то может непосредственно принять участи в работах. Главное, чтобы человек осознавал свою причастность непосредственно к этой инициативе».

Представители Всемирного банка подчёркивают, что основное финансирование будет по-прежнему идти из регионального и муниципального бюджета. Сбор с населения — мера, прежде всего, психологическая, организационная. Чтоб никто не остался безучастным.

Проверить, насколько символично это участие, мы решили на примере других регионов. Вот данные по Кировской области за 2015 год по источникам финансирования местных инициатив в рамках ППМИ:

Источник

Сумма, руб.

Доля, %

Бюджет субъекта Федерации

169 564 930

63,8%

Муниципальный бюджет

42 998 889

16,2%

Вклад населения

34 913 717

13,2%

Вклад местного бизнеса, другие источники

18 191 493

6,8%

Итого

265 669 029

100%


34 миллиона собрано с населения. Много это или мало? В Кировской области проживает 1,3 миллиона человек. Понятно, что среди них и дети, и малоимущие, и заключённые. Да и вообще не все участвуют в местных инициативах. Давайте оптимистично допустим, что таковых – один из сорока. Получается в среднем около тысячи рублей с человека в год.

Пожалуй, это терпимо. На хорошее дело терпимо, а может даже, и привлекательно.

Зайдём с другой стороны. Не является ли это подменой и без того собираемых налогов? Вот, например, найденный в сети спор между жителями одной из областей, где уже десять лет применяется инициативное бюджетирование.

«Мы добровольно ещё платим за ремонт дорог (+ к налогу зав авто в который это как бы входит)… мне кажется это прям поощрение грабежа наших налогов. Типа “Вы берите-берите, мы сами всё сделаем и оплатим”»

Мы решили ещё больше углубиться в цифры, и обнаружили, что сумма налоговых поступлений в муниципальные бюджеты уже исследованной нами Кировской области составляет сумму порядка 8 миллиардов рублей. Против 34 миллионов. Как видите, отличие цифр в несколько порядков. Вряд ли при таких раскладах можно говорить о каких-то поощрениях воровства.

Эффект же от ППМИ Владимир Вагин продемонстрировал на примере другого региона. В середине прошлого десятилетия восточные районы Ставропольского края, граничащие с Калмыкией, были депрессивными. Отток населения носил массовый характер. Сказывался и низкий уровень экономического развития, и неблагоприятные климатические условия.

За десять лет применения ППМИ ситуация изменилась кардинально, о чём свидетельствуют цифры: объём сдачи новых жилплощадей в этих районах превышает средний уровень по Ставрополью аж на 77 процентов!


Предварительное резюме


Автор статьи столкнулся с инициативным бюджетированием впервые. Я отогнал от себя первую навязчивую мысль, совпавшую с приведённым выше высказывание жительницы Нижегородской области. Попробовал разобраться в цифрах, поинтересовался доводами за и против. И картина, в итоге, складывается, вполне привлекательная.

И всё же что-то не складывается в голове до конца в единую прекрасную картину. Мы предлагаем читателю сделать паузу, чтобы информация разложилась по полочкам, а завтра вернуться к вопросу и снова порассуждать на заданную тему. Продолжение следует…



 

Источник фото: фото автора

Похожие статьи