11° ... 11°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Укрупнение кооперативов: без альтернативы
Журналист
Журналист
Известный пензенский предприниматель Игорь Чудновский — об инициативе и перспективах создания сельскохозяйственного кооператива второго уровня.



— В недавнем интервью министр сельского хозяйства области Андрей Бурлаков достаточно расплывчато обрисовал необходимость развития и поддержки кооперативного движения и его будущее. Мы обещали читателям предоставить альтернативную точку зрения.

— Я читал интервью, и речь сегодня не пойдет о какой-либо альтернативе. Министр в первую очередь имеет в виду первичные структуры — так называемые кооперативы первого уровня. Без них тоже не обойтись, но это всего лишь звено, которое мало отличается от хозяйства любого крупного фермера.

Создание первичного кооператива — это еще не решение проблем, которые стоят сегодня перед каждым сельхозпроизводителем: снабжения, сбыта, оптимизации затрат и пр. Это просто одна из форм хозяйствования, которая еще как-то поддерживается государством. Бытует мнение, что достаточно создать кооператив, получить грант — и вперед: выращивать, производить, торговать и т.д. На самом деле это — только начало.

— В своих публикациях мы сомневались, что отдельно взятый фермер сможет обеспечить и производство, и продвижение своих товаров на рынок…

— Кто-то, конечно, пытается решить эту задачу в меру сил и возможностей, но привести сегодня примеры функционирования системы кооперации, выстроенной в полном объеме — от сельхозпроизводителей до торговых сетей — трудно даже в масштабах страны. На поверку есть лишь достаточно мелкие производители, которые никак не влияют на экономику области, и поэтому мало заметны для регионального правительства и минсельхоза, и отношение к ним соответствующее.

— Кооперативное движение созрело для реорганизации?

— По крайней мере, у нас возникло понимание (а из интервью с Андреем Бурлаковым чувствуется, что оно есть и у власти), что из разрозненных коллективов должна возникнуть более крупная структура. Я возглавил инициативную группу, работающую над созданием кооператива второго уровня, который будет способен решить проблемы, беспокоящие сегодня всех мелких и средних производителей. Решение главной задачи – продвижения их товаров на рынок — будет достигнуто за счет укрупнения объемов, создания товарного вида, грамотного выстраивания логистических звеньев и ценовой политики.

Мы должны не просто создать очередной кооператив — они уже есть — а построить систему. Сегодня в области, если брать за критерий количество земли, примерно половина ее, а это около миллиона гектаров, находится в пользовании фермеров, мелких кооперативов и частников. Но если мы посмотрим, какова доля их продукта в структуре сельскохозяйственного сегмента экономики, она с трудом превысит 15 – 20 процентов.

Мы видим, как работают крупнейшие холдинговые структуры — «Черкизовский», «Дамате», «Русмолко» и т.д., знаем об их успехах и результатах, но с точки зрения землепользования — это только половина того, что у нас есть в области. Если углубиться в молочную тему, то «Русмолко» при всей его мощности, капиталовложениях и современной структурой управления занимает примерно 40 процентов на рынке товарного молока в области.

Остальная часть находится в руках мелких и средних производителей. И наша первая задача — объединить их под одной крышей, создать определенный бренд, добиться того, чтобы их продукция беспрепятственно попадала на прилавки именно в том формате, который совершенно справедливо требуют от поставщиков торговые сети.

— При этом фермеров все равно будет беспокоить вопрос их личного благополучия.

— Именно поэтому вторая наша задача — создать им более высокую и устойчивую доходность. Сегодня мы видим зависимость сельхозпроизводителей от множества факторов, ценовая политика в отрасли крайне неустойчива. Чтобы разобраться в проблеме, мы обратились к опыту европейских и канадских кооперативов. Выяснилось, что основной доход фермер получает не только от непосредственной продажи своей продукции, но и по результатам деятельности всей технологической цепочки — от производителя до прилавка, в частности, участвуя в капитале перерабатывающего предприятия.

Если опять взять в пример молочную промышленность, мы видим, что цена на молоко традиционно зависит от сезона: летом она ниже, зимой выше. Хотя, надо отметить, что сегодняшняя закупочная цена вполне соответствует среднеевропейской. Но, несмотря на такую благоприятную конъюнктуру, многие фермеры не могут выгодно продать свою продукцию в силу ряда причин: малого объема, логистических сложностей, несоответствия продукта требуемым стандартам качества, наличия посредников и т.д.

Но ведь конечный потребитель не видит сезонных скачков цен — на прилавках стоимость молока не зависит от времени года. Возникает вопрос — почему так происходит, в чем проблема? А проблема субъективна: нам говорят, что, мол, молока в летний период много, и поэтому оно дешево стоит. Позвольте, но как и когда в таком случае зарабатывать на производстве молока: когда его совсем не будет? Это всего лишь одна из многих проблем, которую можно решить, выровняв и утвердив ежегодную фиксированную цену на молоко.

В перспективе, конечно, необходимо создать свое производство или договориться с владельцами молокоперарабатывающего предприятия, чтобы кооператив смог войти в структуру его собственности. Нам не нужен контрольный пакет, нам не нужно руководить предприятием, нам просто нужно быть уверенным в том, что произведенная продукция будет востребована на рынке по установленной заранее цене. При этом очевидно, что сам кооператив будет заинтересован в развитии предприятия и реинвестировать часть дивидендов с согласия участников на его развитие.

Таким образом, создается идеальная и взаимовыгодная ситуация, когда предприятие уверено в том, что его закупки стабильны и гарантированны, а поставщики – в том, что их продукция будет куплена по оговоренной цене. Ведь в «Русмолко», по сути, происходит то же самое: выращивают корма, производят молоко, которое затем перерабатывается, скажем так, на дружественном предприятии.

Я не понимаю, что нам мешает делать это параллельно с холдингами.

— Вероятно, не совсем полная определенность в понимании организационной структуры объединения.

— Да, здесь гораздо больше собственников, которые могут исчисляться десятками и даже сотнями. Но есть мировой опыт, на основе которого мы подготовили предложения, как управлять деятельностью такого кооператива и как выстроить взаимоотношения между его членами. Помимо Устава, мы должны создать конструкцию, которая будет удерживать кооператив в определенных рамках и которая была бы понятна и прозрачна для всех его участников. Эта главная основа объединения называется Внутренним регламентом.

Окончание интервью с Игорем Чудновским читайте в ближайшее время.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи