Развитие Пензенской области. Часть 2. Налоги и PR
Журналист
Журналист

Валерий Маркин

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы ско­рее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Екатерина II Великая

Выводя за скобки лоббистские возможности региональных лидеров в своем эссе, мы постараемся рассмотреть экономические предпосылки успешности борьбы того или иного субъекта за право стать центром укрупненного субъекта. Принимая во внимание напряженное положение региональных бюджетов, стагнацию собственной налоговой базы рост налоговых поступлений в региональные бюджеты должен попасть в топ федеральной повестки 2017-2018 г.г.

Действительно,  по сообщению ТАСС в 2016 году ожидается повышение дефицита региональных бюджетов до 148 млрд. руб. с 105 млрд. руб. в 2015 году, т.е. рост дефицита планируется в размере 29%. Не менее угрожающе выглядит ситуация с государственным долгом субъектов. При этом, если общий долг субъектов с 2009 года по 2015 год вырос 3,6 раза и превысил 2 трлн. руб, то долг Пензенской области за тот же период вырос уже в 5,9 раза (!) и достиг 21 млрд. руб.

345.png

Силуанов предупреждает, что бюджет 2017-2019 г.г. будет особенно тяжелым, как по причине падения нефтегазовых доходов, так и по причине выпадания ряда доходных позиций 2016 года, в том числе доходов от приватизации “Роснефти” и прибыли ЦБ. При этом по итогам первого полугодия доходы федерального бюджета сократились на 12%, а доля нефтегазовых доходов снизилась до 36%.

Долг РФ

58.png

Таким образом, вопрос успешности PR и позиционирования на федеральном уровне для Губернатора во многом сводится к построению эффективной системы увеличения собственных доходов региона. Действительно, никакая программа экономического роста не имеет смысла, если нет работающей системы сбора налогов, если нет прозрачных мотивов для субъекта вкладывать средства в развитие экономики.

Казалось бы, о чем мы ведем речь, если данный вопрос находится в ведении Федеральной налоговой службы? Удивительно, но в сферу компетенций Налоговой службы не входит увеличение поступления налогов и любой желающий может в этом убедиться сам. Ситуация тем более усугубилась, когда 1 июля 2003 года была упразднена Федеральная служба налоговой полиции и 40 000 штатных единиц были переведены в Госнаркоконтроль. С этого момента налоговая служба, потеряв свои “зубы”, полностью превратилась в мирное “травоядное”, которое способно общаться с налогоплательщиками только в режиме мягких и нежных увещеваний.

После этого сложилась уникальная ситуация, когда вопрос уплаты налогов фактически стал делом совести или, вернее, вопросом социального статуса налогоплательщика. Ведь, при желании, в случае небольших размеров бизнеса можно полностью прекратить выплату налогов просто снявшись с налогового учета. Данная мера немедленно приносит экономию денежных средств только за счет налогов до 40% оборота.

Вы немедленно пропадаете с “радара” налоговой службы и иных контролирующих органов и у вашего бизнеса начинается действительно сладкая жизнь. Вам не требуется платить даже минимальных отчислений в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования, потому что государство это сделает за вас само, предусмотрительно поместив вас в  группу т.н. “временно неработающих граждан”, которые также покрываются всеми мерами социальной защиты!

Также имеются весьма примитивные, но эффективные способы ухода от налогов, например делегируя функции торгового представителя в ИП, находящегося на упрощенке на 6% с оборота. В этом случае вы платите работающим в основном бизнесе  минимальную зарплату, с которой вы удерживаете НДФЛ 13% и начисляете страховые взносы в размере 30% от фонда оплаты труда, а разницу в зарплате доплачиваете “черными” деньгами “очищенными” через ИП.

В этом месте проницательный Критик должен воскликнуть: “Позвольте, но есть Управление экономической безопасности  в структуре МВД, которое стоит на страже финансовых интересов государства, и уж вот оно точно покарает налоговых уклонистов”. Спешим разочаровать Критика: ни МВД, ни прокуратура, ни Следственный комитет, как правило, не занимаются налоговыми преступлениями. Во-первых, по причине относительной незначительности каждого отдельного случая, во-вторых, потому что все-таки у нас не принято сажать за экономические преступления, а кроме “палки” силовиков мало что интересует, и в-третьих, по банальной причине трудности доказывания экономических преступлений.

Таким образом, вопрос сбора налогов оказался в положении того дитя, у которого при семи няньках нет глаза! Но, как известно, каждая проблема, таит в себе возможности. Так, отстроив собственную региональную систему повышения собираемости налогов, мы автоматически выводим Пензенскую область в лигу “тефлоновых” регионов на которых равняется вся страна и опыт которых ложится в основу федерального законодательства.

Итак, принимая во внимание чехарду среди федеральных служб в налоговом вопросе, суть предложения заключается в принятии на себя инициативы и назначении чиновника в составе областного Правительства   персонально отвечающего за увеличение налоговых поступлений, т.н. “налогового уполномоченного”. Учитывая масштаб проблемы и требуемый уровень решений это должен быть чиновник в статусе Заместителя председателя Правительства. Кстати, еще Петр I ввел специальную должность “прибыльщик”, который должен “сидеть и чинить государю прибыли”.

Концептуально, идея включает в себя следующие направления работы:

  1. Увязка социальных проектов с увеличением сбора налогов с территории муниципального образования, где реализуется проект, будет стимулировать вывод оборота из тени. Повысив единожды налоговую дисциплину, в дальнейшем придется лишь её поддерживать;

  2. Организация межведомственного взаимодействия. Предлагается организовать в налоговой инспекции и УМВД специальные группы из 3-4 человек, заточенные исключительно на оперативную работу по уходу от налогов. Например, такая группа совместно с участковыми могла отработать все трех-фазные подключения электроэнергии для физических лиц. Вообще, потребление электроэнергии является универсальным показателем успешности бизнеса, и, если предприятие показывает падение выручки, а потребление электроэнергии растет, то это очевидный повод заинтересоваться этим предприятием;

  3. Учет доходов с недвижимости. С целью администрирования было бы целесообразным в каждом муниципальном образовании (в первую очередь, в областном центре) вести реестр недвижимости сдаваемой в аренду (как коммерческой, так и жилой). Только одна эта мера позволит дополнительно получить в консолидированный бюджет региона до 300 млн. руб. в год;

  4. Внедрение информационных технологий в сфере учета объектов недвижимости, земельных участков, ведение своевременного мониторинга фактического использования земельных участков, в том числе с использованием космических снимков, существенно снизит возможность уклонения от налогов;

  5. Неформальная система мотивации для МВД позволит правоохранителям активно погрузиться в проблематику налоговых преступлений. Например, областной бюджет осуществляет вложения в улучшение материальной базы МВД в размере до 30% от дополнительно перечисленных сумм налогов;

  6. Акции публичного устрашения. Должны быть проведены публичные процессы по наказанию злостных уклонистов от налогов. Налоговые преступления должны быть объявлены самым общественно опасным преступлением (что вобщем-то и сделано в Европе).

Реализация в Пензенской области проекта такого масштаба и такой государственной значимости неизбежно поместит Сурский край в фокус федеральных СМИ и позволит совершенно с других позиций отстаивать пензенские предложения в федеральном Минфине, а Губернатору стремительно ворваться в высшую лигу региональных политических тяжеловесов.



Похожие статьи