Разговор о бизнесе. Сергей Поливанов

Портал «Пенза-Онлайн» продолжает цикл интервью с предпринимателями. Чем живет малый и средний бизнес в регионе, какие проблемы испытывает? На кого надеяться и у кого просить помощи? Стоит ли связываться с кредитами? Чем удивить клиентов и как превзойти конкурентов? Об этом и многом другом наши читатели узнают из первых уст.

Сегодняшний наш собеседник — предприниматель из Тамалы Сергей Поливанов, которого местные жители называют главным меценатом района. Свое дело Сергей Викторович начинал с небольшого магазинчика хозяйственных товаров в поселке. Сейчас у него крупная база строительных материалов и собственное производство тротуарной плитки. Сергей Поливанов — заслуженный предприниматель Пензенской области.
Один хозмаг на десяток продуктовых
— 15 лет назад в Тамале, кроме продовольственных магазинов, других торговых точек не было, — рассказывает Сергей Поливанов. — Чтобы купить килограмм гвоздей или мешок цемента, жителям приходилось ездить в город — в Белинский, а то и в Пензу, в Тамбов. Поэтому свой бизнес я начал, исходя из своих же потребностей, — открыл хозяйственный магазин, в котором можно было купить практически все для мелкого или среднего ремонта. На фоне многочисленных продуктовых лавок мой магазин смотрелся выгодно. И дело пошло неожиданно хорошо…
— Наверное, дали магазину яркое название для привлечения клиентов?
— Я не любитель всяких «Вить», «Наташ» и «Петровичей». Так же, как и не приемлю иностранных названий. Поэтому мой магазин именовался просто — «Хозяйственный». Тем более, что в Тамале он был всего один. Спутать с другой торговой точкой его было невозможно. Люди шли «в магазин к Поливанову». Пусть товары у меня были чуть дороже, чем в Пензе, но с учетом транспортных расходов покупателям все равно было выгоднее покупать у меня, чем ездить в город.
— Я так понимаю, конкурентов у вас не было. И как долго это продолжалось?
— Через три года я купил квартиру в Саратове. Как у нас говорили, «Поливанов на ершиках и унитазах жилье себе заработал». Люди, конечно, прознав про это дело, тут же стали открывать по всей Тамале другие хозяйственные магазины. Чтобы не затеряться среди них, мне пришлось развивать бизнес в качественную и количественную сторону. Я построил склады, куда стал завозить крупногабаритные строительные материалы, чего ранее, как владелец небольшого магазинчика, позволить себе не мог. Понятное дело, что конкурировать с пензенскими торговыми базами я все равно не мог, но на жизнь, как говорится, хватало.
— Есть ли вероятность, что бизнес, который человек ведет в Тамале, дорастет от малого до среднего или даже крупного?
— В Тамале есть предел всему. Мы ограничены людьми — их мало. Ограничены подъездными путями — географическое положение нашего райцентра, увы, не самое лучшее. От нас почти одинаково далеко до Пензы, Тамбова и Саратова. Поэтому темпы развития любого бизнеса здесь намного медленнее, чем в областном центре.
Когда я начинал, рассчитывал не только на покупателей из Тамалинского района, но и на Бековский, Белинский районы, а также Уметский район Тамбовской области, до которого у нас всего ничего — около 20 километров. Надежды себя оправдали, но Тамала и Умет быстро «насытились». Покупать — покупают, но далеко не в тех объемах, в которых бы мне хотелось. Это и есть предел развития. Миллиардов здесь не заработаешь, как не упирайся.
Свое, «поливановское»
— Поэтому вы и задумались об открытии собственного производства?
— Честно говоря, я торговлю особо никогда не любил. Хочется оставить потомкам что-то именно свое, «поливановское». Чтобы память была. Пусть некоторые думают, что это «барские замашки». Так получилось, что в Тамале выставили на продажу большое здание — разорился фермер. И я купил помещение под производство.
— Почему именно тротуарная плитка?
— Потому что конкурентов в Тамале и близлежащих районах нет. Ни в Умете, ни в Беково, ни в Белинском. Везти плитку издалека — неоправданно дорого. Лучше всего производить и реализовывать ее на месте.
Кстати, при всей кажущейся простоте производство тротуарной плитки достаточно сложное. Я возил первые образцы в лабораторию. Там мне поставили два балла из пяти. Стал совершенствовать технологию. Дотянул до «троечки». Но мне и этого мало. В теории я могу производить 15 тыс. кв. м. плитки в месяц. Такое количество запросто смогут «проглотить» три района. Но сначала я планирую добиться качества. Боюсь, что с «тройкой» моя фамилия может «потеряться». Ведь к Поливанову ходят не только за дешевым товаром, но и за качественным.
— Держите марку?
— Я не люблю сидеть в президиумах, но мне нравится, когда меня поощряют. Значит, не забывают. Деньги я сам заработаю, а за грамоту могу что угодно сделать. Когда в советское время я работал в колхозе, у меня была мечта — заслужить Орден Ленина. Понятно, что сейчас я его не получу. Но любая признательность со стороны власти, а особенно, со стороны земляков мне очень важна. А такое доверие надо постоянно подтверждать. В том числе качеством.
Доброта всегда возвращается
— Вас называют главным меценатом района. Вы всем помогаете. Откуда это пошло?
— Наверное, от родителей. Мама никому не отказывала. Например, случится, что человеку спать негде, значит, надо пустить его переночевать. Также и я не могу никому отказать. Если Бог дал маленько денег — надо слегка поделиться. Причем, от богатства тут ничего не зависит. Если есть у тебя рубль, дай другим 10 копеек на доброе дело. Есть 100 тысяч — дай «десятину». У меня так. Доброта — она всегда возвращается.
Есть и еще один момент. Когда отдаешь, получаешь небывалый заряд. Балдеешь, я бы сказал. Как-то на благотворительном мероприятии я передал 50 тысяч рублей детскому дому, и меня вызвали на сцену. Весь зал встал и аплодировал. Мне показалось, что те несколько секунд я был где-то там — на небе с Богом. Ни с чем не сравнимое ощущение, честное слово!
Если человек считает себя полноценным, он должен жертвовать. Таково мое мнение. Причем жертвовать не эпизодически, а в системе. Не от излишков денег, а по убеждению.
— Что вы можете посоветовать тому, кто только собирается стать предпринимателем?
— Все просто. Бери любой бизнес и работай. Если у тебя есть предпринимательский «нюх» — а он внутри человека «сидит», — то через 8 лет станешь богатым. Стать богатым сразу — уже завтра — в бизнесе не получится. Это в районе срок становления — 8 лет. В Пензе, наверное, меньше. Но там надо быть более хватким и наглым, как мне кажется.
Кстати, я считаю, что кроме этого самого «нюха», предпринимателю ничего больше не надо. На нем можно уйти далеко вперед. С ним всегда можно вовремя начать и вовремя остановиться. А это важно…