Разговор о бизнесе. Рафик Ибрагимов: «Строитель — это художник, скульптор и архитектор в одном лице»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Рафик Ибрагимов — фигура в Пензе более чем заметная. Жители города и области озвучивали разные, порой полярные оценки его деятельности. Однако вряд ли кто-то может недооценить масштаб задачи, которую предприниматель поставил перед собой, когда решил построить рядом с Пензой город Спутник. Сегодня Рафик Анверович делится с нами мыслями о своем главном детище, о предпринимательской карьере и путях развития города и области.

4.jpg


— Рафик Анверович, город Спутник — огромный проект, срок реализации которого составляет почти два десятилетия. Вряд ли все нюансы предстоящих работ возможно было учесть на старте. Сейчас с высоты своего опыта, что на Ваш взгляд, Вы могли бы сделать иначе и лучше?

— Не все решения были оптимальными. Прежде всего, инфраструктуру нужно было развивать с самого начала, строить параллельно с первыми домами детские сады и школы. В этом смысле проект оказался тяжелым: изначально было мало желающих покупать жилье в чистом поле. Из-за этого мы «потеряли» около пяти лет.

Когда нас включили в список 22 проектов-миллионников, одним из условий договора между Правительством Пензенской области и Минрегионразвития (в те времена министром был Яковлев) было соглашение о том, что область полностью берет на себя и дороги, и детсады, и школы, и другие необходимые объекты. К сожалению, эти обязательства не были исполнены, и нам пришлось за свой счет строить всю инженерную инфраструктуру и социальные объекты — область покупала их у нас на средства федерального бюджета уже после того, как они были построены. Конечно, нам бы хотелось эту ситуацию исправить.

Одна из наших первых ошибок — строительство таунхаусов. Нам казалось, что пензенцам будут интересны многоэтажные квартиры с благоустроенными двориками. Мы начали их строить и в итоге потеряли время. Это интересный проект и, возможно, такое жилье будет востребовано в ближайшее время, но тогда мы потеряли почти два года. Надо было с самого начала проектировать современный многоэтажный город.

— В итоге по ходу работ в проект вносились существенные изменения?

— Опыта строительства городов в России практически нет, наверное, еще с петровских времен. Таких, как мы, мало. Когда города строили в советское время, в работе участвовало множество институтов. Чтобы спроектировать город на сто тысяч жителей, большому институту нужно предусмотреть множество нюансов, причем полностью все продумать невозможно. На это уходит очень много времени, как минимум лет пять.

Мы же работали «с колес», поэтому начали строить по такому принципу: разбили город на микрорайоны, спроектировали всю необходимую инфраструктуру внутри микрорайона или в шаговой доступности от него. Уже по ходу работы мы понимали, чего не хватает и что еще нужно учесть, и в следующих микрорайонах применяли этот опыт.
Например, в самом начале строительства мы закладывали количество машиномест в соответствии с существующими нормами — это решение было ошибкой, мы поняли, что парковок не хватает. Сейчас мы работаем над этой проблемой и стараемся ее решить.

— Известны ли Вам аналогичные по масштабам проекты в других регионах? Если да, то использовался ли Вами опыт коллег в организации строительных работ?

— Такие проекты есть в Екатеринбурге, в Самаре и в других городах. Кто-то строит большие микрорайоны в черте города, кто-то выносит за его пределы. Нет такого, чтобы мы целенаправленно обменивались опытом с коллегами, но так или иначе вопросы строительства постоянно обсуждаются. Недавно состоялась встреча с Михаилом Александровичем Менем, министром строительства РФ, и Игорем Ивановичем Шуваловым, первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации, наши специалисты регулярно посещают совещания и форумы, например, ежегодную конференция для застройщиков, которую проводит Сбербанк. Также мы постоянно наблюдаем, как строят коллеги, перенимаем друг у друга какие-то интересные решения.

Спутник.jpg

— Что стало для Вас самым сложным препятствием на пути реализации проекта Город Спутник?

— Пожалуй, самое сложное — экономические кризисы, которые нам пришлось пережить. Другая проблема заключалась в том, что изначально никакой инженерной инфраструктуры на месте строительства Спутника просто не было, и нам пришлось ее делать с нуля. Еще одна серьезная сложность — низкая покупательная способность населения. Да, жилье покупают, но не все желающие могут себе это позволить. Надеемся, что в ближайшее время доступная ипотека все-таки будет работать.

— Несколько месяцев назад пензенские СМИ обсуждали Вас в качестве возможного будущего градоначальника. Тогда эти предположения были опровергнуты. Но есть ли у Вас в принципе политические амбиции и интерес к сфере государственного и муниципального управления?

— Таких желаний у меня не было и нет. Если бы я хотел, я бы давно мог занять подобный пост. Так как у меня нет к этому никаких позывов, нет и дальнейших политических мотивов и предсказаний. Мне достаточно того, что мы делаем здесь.

— Тем не менее, Вы, как человек, обладающий опытом в территориальной организации населения, наверняка, имеете свои взгляды на пути развития Пензы. Какие, на Ваш взгляд, могут быть поставлены перед городом стратегические ориентиры, которые, с одной стороны, определили бы общий вектор развития, а с другой, позволили бы в будущем оценить эффективность управления? Какие мероприятия и решения позволили бы привести к росту уровня жизни горожан как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективе?

— Я думаю, прежде всего, должна быть проведена грамотная работа по благоустройству. Для этого нужна крепкая финансовая основа, хорошее благосостояние города, которое напрямую зависит от поступления налогов. Чтобы привлечь больше денег в бюджет региона, нужно создавать больше новых производств и больше рабочих мест. На мой взгляд, это главное, именно этим должны заниматься власти города.

 Необходимо создавать особые экономические зоны, площадки для развития производства. Причем их нужно выносить за пределы города, чтобы не ухудшать экологическую ситуацию. Также нужно проанализировать и четко определить, какие сферы нужно развивать. Многое закупается за пределами области, начиная от строительных материалов и заканчивая бытовой техникой, а значит, деньги налогоплательщиков «уезжают» — хорошо, если в другие регионы России, а не за границу.

 Множество направлений нужно развивать, множество производств можно организовать в пределах региона. Для этого нужно стимулировать инвесторов, создавать соответствующие условия, чтобы продукция производилась в Пензенской области — тогда и деньги налогоплательщиков будут оставаться здесь.

 Это касается и муниципальных предприятий. На их базе стоит производить технику и материалы, которые необходимы им  же в их работе. Зачем город тратит деньги на покупку бордюров, если этим производством можно загрузить наши предприятия? Например, мы изготавливаем 80% продукции, необходимой для строительства и благоустройства, на базе нашей компании. Этот подход нужно применять не только в Пензе, это основа развития экономики страны — это рабочие места и зарплата, это налоги.  

— В одном своём интервью Вы рассказывали, что идея Спутника пришла к Вам впервые, когда вы проходили военные сборы на месте будущего города. Это красивая история, но есть ли, на Ваш взгляд, место идеализму в крупном бизнесе? Или руководствоваться в бизнес-среде можно только прагматическими мотивами?

— Не знаю, как другим, но мне просто не интересно преследовать только одну цель — заработать деньги, это скучно. Когда человек загорается идеей, видит, как на его глазах строится город, он ощущает такое же вдохновение, как и художник. Строитель — это художник, скульптор и архитектор в одном лице! Воплощать в жизнь хороший продукт — это очень здорово, очень интересно. Сочетание интереса к работе, красоты, которая получается, и материальной составляющей — как раз нормальный симбиоз для бизнеса, и наверное этой позиции придерживаюсь не только я.

Источник фото: Фото предоставлены Отделом Рекламы ООО ПКФ «Термодом»

Похожие статьи