Разговор о бизнесе. Ольга Воронцова: «Занимайтесь тем бизнесом, в котором считаете себя экспертом»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Гость нашей рубрики — владелица сети ветеринарных клиник и зоомагазинов «Планета ZOO» Ольга Воронцова. Она с детства мечтала стать ветеринарным врачом, поэтому вопрос — на кого пойти учиться — после окончания школы не стоял. Теперь она не только ветеринарный врач, но и преуспевающая бизнесвумен.

glavnaja.JPG

— Получив специальность ветеринарного врача, я некоторое время работала продавцом в ветеринарной аптеке, а затем врачом в нескольких клиниках, — рассказывает Ольга. — Когда ушла в декретный отпуск, сохранила клиентов. Нередко выезжала к ним на дом и лечила их питомцев. Ну а когда подрос ребенок, я подумала, что работать по найму больше не буду. Так мы вместе с мужем приняли решение открыть собственную ветеринарную клинику.

— Любой бизнес требует начального капитала. У вас были накопления или вы воспользовались кредитом одного из банков?

— Мы живем в Заречном, и первую клинику открывали там. С помещением нам помог тогдашний глава администрации города — подобрал нам такой уголок, за который нам по силам вносить арендную плату. И поначалу у нас там не было никакого специализированного оборудования. Но в том же году — это был 2012-й — спустя три месяца после открытия клиники, мы получили грант в размере 300 тысяч рублей по программе поддержки малого бизнеса. На эти деньги мы приобрели аппараты УЗИ и ЭКГ, операционный стол и необходимые на первое время инструменты.

 А кредитами не пользовались ни на первоначальном этапе, ни потом, когда расширялись. Мы много работаем и всю прибыль постоянно инвестируем в развитие, часто отказывая себе в дорогих покупках или в отдыхе на море. Зато сейчас у нас в Заречном — клиника и два зоомагазина, и в Пензе тоже клиника и два зоомагазина. Правда, пока мы все это территориально сгруппировали в микрорайоне ГПЗ. Нам так удобно, поскольку недалеко от дома.

— И все помещения в аренде или же есть собственные?

— Все действующие — в аренде. Но недавно мы купили в Заречном новое помещение. Сейчас там активно идет ремонт, и вскоре туда переедет клиника. Также есть планы развиваться вглубь Пензы — поближе к центру города.

4.JPG

— Мне кажется, у нас в Пензе достаточно много ветеринарных клиник и магазинов. Конкуренция не давит?

— Не давит, но ощущается. Посудите сами — только в микрорайоне ГПЗ сейчас шесть зоомагазинов! Тем не менее, все они живут, и у каждого есть свои клиенты. Наше конкурентное преимущество в том, что мы профессионалы. Мы не пропускаем ни одной специализированной выставки, выставляем на полки продукты, проверенные на наших собственных домашних животных. Мы принципиально не торгуем кормами эконом-класса, поскольку знаем, что они могут навредить животным.

Все наши продавцы — не просто продавцы, но и эксперты. Во-первых, у них у всех есть дома кошки и собаки, а также другая живность. Во-вторых, мы их обучаем. Обратившись к нашему продавцу, человек может получить исчерпывающую информацию по любому продукту, представленному на полках.

— Прибегаете к помощи рекламы?

— Первые четыре года вообще нигде не рекламировались. Работали благодаря накопленной базе клиентов. Плюс прекрасно действует так называемое «сарафанное радио», когда один старый клиент приводит двух новых и т.д.

Впрочем, небольшой опыт рекламы в Заречном у нас есть. Например, мы инициировали запуск программы о животных «Усатые-пернатые» на зареченском телевидении. Мы сами делали цикл передач об известных людях Заречного и их питомцах. Также на одном из городских сайтах ведем рубрику «Вопрос ветеринару». Естественно, за это мы платим деньги. Это хоть и реклама, но нестандартная.
Полгода назад мы активно вошли в социальные сети, что и всем советую. У нас есть группы и странички в Фейсбуке, в ВКонтакте, свой канал на YouTube.

2.jpg

— Лет 20 назад ведь никто не ходил в ветеринарные клиники и зоомагазины. Помнится, кошки у нас жили во дворе. Питались исключительно рыбой и молоком, да и в голову не приходило, что надо сделать им какие-нибудь прививки…

— Да и 10 лет назад было еще так, как вы говорите. Но культура содержания домашних животных возрастает. В Европе и США домашние животные вообще почти не болеют. Почему? Там все давно привыкли, что надо делать прививки и ежегодные профилактические осмотры. Постепенно эта культура приходит и к нам. Людей, которые обращаются в клиники со своими питомцами, становится больше. Все чаще стали прививать кошек и собак.

Во многом этому помогает информация в интернете, хотя там она, как и во всех других отраслях, достаточно противоречивая. Много форумов и сайтов от заводчиков, от владельцев животных, которые далеко не всегда дают профессиональные советы. Все-таки профессионалы — это ветеринарные врачи.

Но вы правы, многие еще с советских времен привыкли кормить кошек молоком и рыбой. Так сложилось, потому что мясо было дорогим, а рыба продавалась по вполне доступной цене. И некоторые говорят, мол, зачем я буду переводить своего кота на сухой корм, если еще у моей прабабушки кошки всегда питались рыбой и жили по 15-17 лет. Может, и жили. Но никто не проверял, как хорошо им жилось, чем они болели и от чего, в конце концов, умерли.

— Можете дать несколько советов начинающим бизнесменам?

— Первое: занимайтесь тем бизнесом, в котором вы считаете себя экспертом. Тогда он будет успешным. Если вы никогда не имели дела с домашними животными, то не стоит открывать зоомагазин. Многие думают, что без разницы, какой затевать бизнес. Открывают парикмахерские, не имея понятия о стрижках, кафе, ни дня не проработав в общепите, а потом прогорают. Оказывается, открыли не в том месте, не в то время и не с тем ассортиментом.

Если же навыков нет, а бизнес открыть хочется, надо пройти цепочку от рядового сотрудника до владельца. То есть, самостоятельно изучить все этапы.
Не ставьте себе задачу заработать сразу все деньги. Не бывает такого, что ты создал бизнес и больше ничего не делаешь, только ходишь каждую неделю и выручку забираешь. В бизнесе надо жить, быть полностью вовлеченным в процесс. Работать семь дней в неделю.

Ну и, конечно, на первых порах всю прибыль следует вкладывать в развитие. Уймите свое желание сразу купить себе новую иномарку. Это все — понты, от которых надо избавляться. Мы четыре года ездили на «Ладе». Ничего страшного. Зато бизнес развивался.

Еще немаловажную роль играют отношения с клиентом. Они должны быть доверительными, без обмана. Будьте честными и лояльными. Тогда все будет в порядке. Всем начинающим — успехов и процветания!
Источник фото: фото из архива Ольги Воронцовой

Похожие статьи