Разговор о бизнесе. Олег Мертвищев
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Олег Мертвищев занимается бизнесом более 20 лет, и за это время успел заявить о себе и в производстве, и в торговле, и в сфере услуг. Но у многих пензенцев его имя сегодня ассоциируется, в первую очередь, с арт-клубом «Ламповая голова», за короткое время ставшим излюбленным местом собрания молодежи с «альтернативными» вкусами и посещающих концерты, тематические вечеринки и другие интересные мероприятия. 



— Олег Вячеславович, создавая «Ламповую голову», Вы мыслили её, в первую очередь, как концертную площадку или заведение общественного питания?

— Идея создания подобного места возникла у меня уже давно. Сам я давно интересуюсь музыкой и музыкальной культурой. Последние несколько лет мы поддерживали некоторые пензенские музыкальные коллективы. Но со временем пришло понимание, что лучшее решение это создать площадку для выступлений.

В нашем городе испытывался определенный дефицит мест, где музыканты, как местные, так и приезжие, могли бы себя преподнести публике на достойном уровне и в соответствующей обстановке. Люди выступают в барах, ночных клубах, не предназначенных для подобных мероприятий ни технически, ни с точки зрения атмосферы этих заведений. 
Поэтому «Ламповая голова» оказалась более эффективным способом поддержки музыкального сообщества, чем эпизодическая, «точечная» помощь. 
Ресторан же, в данном случае, возник как дополнительная услуга. У нас работает много людей, и мы стараемся выполнять свои обязательства перед ними. Поэтому бар, кухня — это вторично. 

— Вы сказали, что сами увлекаетесь музыкой. Насколько Ваши личные предпочтения оказывают влияние на выбор приглашаемых артистов. Есть ли какие-то «табу»? 

— Музыкой я увлекаюсь уже лет тридцать. Цой, Шевчук, БГ, Nirvana, Егор Летов, Bob Marley — вот, пожалуй, те, кто оставил самый большой отпечаток в моей душе. Переслушал огромное количество музыки разных жанров и направлений. Русский рок, классика рока, панк, разные направления тяжелой музыки, фанк, регги, блюз, электроника. Нашим исполнителям будет сложно войти в противоречие с моими вкусами.

У нас сложилась своя «редакционная коллегия», человек 6-8 постоянных членов нашей команды. Все вносят свои предложения, и мы совместно обсуждаем, насколько это будет интересно и востребовано публикой. Стараемся следить за предпочтениями посетителей, для чего периодически устраиваем опросы в социальных сетях. 

На практике я ещё ни разу не накладывал свое «вето». С одной стороны, я стараюсь не давить на коллектив, а с другой, мои желания, как правило, совпадают с мнением команды. 
Единственное, что неприемлемо для нас, это наличие в творчестве исполнителей каких-либо экстремистских мотивов, откровенной агрессии, пропаганды наркотиков. Кроме того, формат клуба не предполагает слишком тяжелой музыки. В остальном наши двери открыты для всех.

— В Пензе накоплен определенный опыт работы подобных заведений, который можно поделить на две группы. Первая — такие, как «Захват» и «Подполье», работавшие, фактически, на меценатских началах и, в итоге, сошедшие с рынка. Вторая — заведения подобные «Harat’s», которые, позиционируя себя как андеграундные, фактически быстро лишились этой атмосферы, став обычными барами. Сможет ли «Ламповая голова» выдержать свою концепцию, и какие для этого Вы видите инструменты?

— В случае с «Harat’s», думаю, что их «альтернативность» — это больше наши ожидания. Это изначально коммерческая франшиза, и то, что в их репертуаре такой широкий пласт рок-музыки, в общем-то, напротив, их заслуга.

Крайности, действительно, существуют, и не только в Пензе. Люди часто берутся что-то делать от души, в запале забывая, что надо ещё что-то кушать, платить зарплату, налоги, коммунальные платежи. Либо ставят во главу угла прибыль, постепенно удаляясь от изначальных идей. 

Вопрос для нас актуален. На данном этапе мы говорим не о прибыли, а об окупаемости. Не скажу, что знаю какой-то особый рецепт. Мы стараемся точнее отслеживать предпочтения нашей аудитории, использовать весь доступный арсенал маркетинговых инструментов. Пока что мы скорее нащупываем наш индивидуальный путь.

Но уже сейчас вокруг клуба сложился определенный круг людей, ставших постоянными клиентами. Они приходят сюда не только на концерты, но и просто провести время, пообщаться. В представлении людей складывается определенный образ нашего заведения, и это хороший знак. Определенно, мы находимся в той ситуации, когда трудности скорее мотивируют на активную работу, на поиск новых решений.

— А в целом, на Ваш взгляд, сейчас в стране и, в частности, в городе хорошее время для ведения бизнеса?

— Известные события последних лет, конечно, осложняют работу предпринимателя. И курс валют, высокая налоговая нагрузка, доступность кредитования, кадровый голод и многое другое. Но, как известно из одного замечательного фильма «Кризис не в клозетах а в головах». Основная проблема многих людей кроется совсем не в макроэкономических факторах. Истинные препятствия – лень, инерция, безответственность, неверие в свои силы. Поэтому я восхищаюсь людьми, которых принято называть «предприниматель» или «бизнесмен». Это люди, победившие самых грозных врагов — тех, что сидят в тебе. И радует, что такие люди есть и среди молодых ребят. И среди моих друзей есть много таких. Иметь свое дело означает не только получать прибыль. 

Это значит мечтать и делать каждый день что-то для реализации своей мечты, для достижения результата, который даёт тебе удовлетворение и материальное и духовное. Предприниматель тратит больше и времени, и сил на решение своих задач, чем наемные работники. Потому что он берёт на себя ответственность не только за себя, но и за людей вокруг. И как правило, вопреки расхожему мнению, предприниматели это люди с повышенной социальной нагрузкой, решающие не только свои задачи, но и помогающие другим в их бедах.

Если хотите предприниматель это не профессия, а состояние души. Это человек, которому не всё равно как он живёт, где и зачем. Это максимальная заточенность на результат и эффективность своей жизни.

Если говорить про меня, то я стараюсь реализовывать принцип «нескольких выгод», когда ряд целей сходится в одной точке. Взять пример той же «Ламповой головы». Для меня это осуществление мечты. Для общества — возможность многим людям приобщиться к музыкальной культуре. В определенной мере есть «условно воспитательная» функция: мы стараемся показать людям, что можно жить ярко и интересно и не уезжая в столицы.

Если моя деятельность имеет некий общественный резонанс, значит, я делаю что-то интересное не только мне одному, но и многим другим людям. Следовательно, делаю это не зря, живу не только своей пользой. Для человека, особенно для мужчины, это немаловажно.

А если ты чувствуешь такую отдачу от своего дела, то, как я уже говорил, сложности становятся не проблемой, а наоборот, мотивирующим фактором. В конце концов, бизнес есть возможность гораздо свободней распоряжаться своей жизнью. А это, поверьте, стоит того, чтобы не грустить о проблемах, а работать.

Похожие статьи