Разговор о бизнесе. Илья Иссаков: «Развиваться всегда есть куда. Надо просто быть лучшими»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Мы продолжаем беседу с владельцем Бековского пищекомбината Ильей Иссаковым. Сегодня речь пойдет об отношении предпринимателя к российской экономике и о многом другом.

58.jpg

Многие впали в депрессию


— Как ты оцениваешь в целом ситуацию в бизнесе. Скажем, какие настроения у сегодняшних предпринимателей?

— Ситуация немного напрягает. Мне кажется, многие впадают в хандру. И вскоре не будет иметь значение, какую ставку предлагают банки. Внезапно может случиться, что даже кредиты под 10 ил 8 процентов будут отказываться брать. Депрессия какая-то в окружающей нас действительности. Драйва нет.

Можно, конечно, долго ругать Путина и все наше правительство вместе с депутатами (и это будет правильным), но я не знаю точного ответа, почему нас накрыл этот депрессняк. То ли это из-за того, что политика задавила экономику и индивидуальное предпринимательство, то ли это совпало с тем, что российский бизнес в своем развитии подошел к внутреннему кризису? Такой у нас этап жизненного цикла. Прошла романтическая стадия девяностых годов и стадия тучных нулевых.

Известный бизнес-консультант Ицхак Адизес в одной из своих книг рассказывает об этапах, которые в своем развитии проходят организации. У меня сейчас такое ощущение, что весь российский бизнес подошел к этапу, когда романтика, энергия и энтузиазм должны уступить место прагматизму — скучному и нудному. Уступить расчету, анализу, планированию.

Предприниматели первой волны, возможно, это осознают. Просто пришла пора пережить это внутренний кризис и принять в целом другие подходы к управлению бизнесом. Понятное дело, что на все это накладывают отпечаток ситуация внутри страны, разговоры про международное окружение… Вот некоторые говорят, что у нас демократии не хватает. Институты не развиты. Что вообще все плохо.

— Кто говорит-то?

— Навальный, например, говорит. А что, в Китае — демократия развита? Там не работают Фейсбук и Твиттер, и никто не возмущается. Однако там экономическое развитие идет гораздо бодрее, чем в России. Они стартанули раньше, и пережили стадию перехода бизнеса из одного состояния в другое. Плюс у них поменялось мировоззрение. Они стали больше зарабатывать, красиво жить, путешествовать. Там давно никто не работает за чашку риса, как многие у нас думают. Китай — дорогая страна теперь.

А у нас работают и Фейсбук, и Твиттер, и мы в них Путина ругаем. Есть демократия, значит. Очень хочется, чтобы что-то изменилось еще при нашей жизни.

— Что ты имеешь в виду?

— У меня почему-то очень негативное отношение к экономическому блоку федерального правительства. Если раньше я думал, что в Москве, а тем более в правительстве, работают очень умные люди, которые гораздо выше нас в интеллектуальном развитии, то сейчас у меня такой уверенности нет.

Я периодически наблюдаю выступления чиновников. Некоторые в Пензу приезжают, говорят что-то. Скажу я тебе — качество чиновников упало. Непонятно мне, по какому принципу в руководстве страны оказываются люди, которые порой «рождают» какие-то примитивные вещи. Почему люди, которые управляют самой большой страной в мире, склонны к принятию простецких решений.

— Например?

— Слышал, наверное, про схему «21 на 21»? Это такой непонятный маневр. Чиновники хотят снизить страховые взносы до 21%, за счет чего повысить НДС до 21%. И вот они всерьез думают, что, если тут три пункта прибавить, а там три пункта отнять, экономика сразу пойдет вверх. И всем будет счастье.


Варежка вместо теплого пальто


— Я всегда размышляю своим кошельком, — продолжает Илья. — Я готов платить больший налог, лишь бы нам упростили жизнь. Я не понимаю, для чего у нас до сих пор существует градация бизнеса. Если у тебя работает до 100 человек, ты малый бизнес. А если у тебя люди сидят и плетут корзинки? Их надо 400 человек, чтобы хоть какая-то выручка была. Так чтобы остаться малым бизнесом и иметь соответствующие льготы, владельцу такого бизнеса придется «разбить» его на четыре юридических лица, на четыре конторы. Для чего эта градация?

Или вот еще. У нас в Пензе чиновники постоянно говорят, что надо навести порядок с разрешительной документацией на строительство и снизить административные барьеры. Я вообще не понимаю, для кого это? В нашем регионе от силы 10-20 застройщиков. А субъектов малого предпринимательства несколько десятков тысяч. А для них что? Административные барьеры? Да нет никаких административных барьеров. Иди и регистрируйся. И вообще все это давно уже пора перевести в он-лайн. Послал все документы, в назначенный день пришел, расписался, где надо, и отправился работать.

Муссируются отдельные темы поддержки бизнеса. Всю эту возню я сравниваю с варежкой. Вот тебя голышом выгнали на мороз и смотрят. Думают, надо дать варежку, чтобы ему теплее было. Это неплохо, конечно. Пальчикам будет потеплее — ручки согреешь. А в целом организм?

— Не всем только варежки достаются. Сельское хозяйство, например, государство достаточно мощно поддерживает.

— Я искренне восхищаюсь темпами развития сельского хозяйства и его качественными изменениями. У нас сейчас в магазинах все есть — и все наше. Мы можем прокормить себя и того соседа. Пшеницу мы опять гоним на экспорт и являемся лидерами по ее продажам. Я счастлив.

Почему так вышло? Сельскому хозяйству создали нормальные условия. Даже не льготные, а просто нормальные. Доступные кредиты, техника в лизинг, субсидии за гектары. Большому сектору экономики создали нормальные условия. И все. Нет проблем. А что, нельзя нам для других отраслей создать нормальные условия? Нечто подобного я жду для всей нашей экономики.
В налоговой политике у нас, например, хромает одна, но очень важная функция — стимулирующая. Именно эту компоненту — стимулирующую бизнес на развитие — нам нужно развивать и в налоговой, и в кредитной политике.

Я мечтаю, чтобы для всех видов бизнеса создали одинаковые условия. Малый бизнес не платит НДС. Значит, он не может дружить с торговыми сетями. Это все. И начинаются извращения — фирмы-прослойки и посредники. Давайте создадим единые условия для всех субъектов предпринимательской деятельности, а малому бизнесу будем помогать каким-то особым способом. Но чтобы все играли в едином правовом поле.

Конкуренция как благоприятный климат


— Давай попробую вернуть разговор в русло твоего производства. Пензенская область считается одним из лидеров по производству кондитерских изделий. Ощущается ли конкуренция? Мешает, помогает или как-то иначе обстоят дела?

— То, что мы в лидерах в РФ, это правда. Но наш кондитерский кластер очень разнородный. У каждого своя ниша. Все не занимаются только печеньем или только мармеладом. Есть предприятия-лидеры — «Пензенская кондитерская фабрика», «Невский кондитер». Вслед за ними идут компании, возникшие в 90-е годы. Как моя, например. Мы все — не дураки, и, даже где-то пересекаясь в ассортименте, каждое предприятие имеет свою «фишку». Выживают только те, у кого она есть.

Страна большая. Наши кондитеры работают от Владивостока до Калининграда. Место на рынке есть для всех. Многие выходят за пределы РФ. Я знаю, что и моя продукция окольными путями и небольшими партиями, но продается и в Америке, и в странах Евросоюза.

То, что нас — кондитеров — в Пензенской области много, я расцениваю как благо. Из-за этого вокруг нас сформировалась целая вспомогательная структура. Начиная от транспортно-логистических компаний, производителей оборудования, поставщиков сырья, заканчивая филиалами крупнейших российских компаний-импортеров кондитерских изделий. Нам не надо их искать. Они все здесь. Здесь же производители упаковки и этикетки. Так что все хорошо.

На мой взгляд, приближается время не ценовой конкуренции. Клиента нужно будет привлекать другими факторами. Качеством, сервисом, доставкой, гарантией безопасности продукта и т.д.
Мне нравятся изменения, которые происходят в нашей отрасли. Я вижу, как мои коллеги строят огромные светлые цеха, оснащенные новейшим оборудованием. Я был на пищевых производствах в Японии, Турции, Австрии. И мое глубокое убеждение — наша пищевая индустрия ни в чем не уступает им. Мы умеем делать продукцию хорошо. На уровне.

— Чтобы ты хотел бы сказать своим коллегам?

— Кризис в стране есть. Возможно, он не столько политический и экономический, сколько мировоззренческий. Но кризис — это прекрасное время, когда можно всерьез задуматься о будущем. Как бы это парадоксально не звучало. Я думаю, что пришло время отрезвления, профессионализма во всем. Если 15 лет назад можно было «проскочить» на эмоциях, то сейчас уже нет.
Нужно переосмысливать свой бизнес на уровне — как бы высокопарно не звучало — лучших мировых стандартов во всем. В технологиях производства, в информационных технологиях внутри бизнеса, во взаимодействии с клиентами, в сервисе. Когда говорят, что все ниши заняты, это ерунда.

Мы же являемся не только предпринимателями, но и потребителями. Вот ты, Влад, зашел в кафе, а там твои любимые хинкали — невкусные. Зашел в другое — там обслуживают слишком долго. В третьем — гардеробщицы нет и вилки грязные. Ты снова ищешь другое кафе. Правда, ведь?

Развиваться всегда есть куда. Надо просто пытаться стать лучшим. Если раньше можно было жить третьим, четвертым, пятым, сейчас это время прошло. Лучшие будут жить. Надо быть лучшими. А если не лучшими, то каждый день становиться лучше. Шаг за шагом изменяя себя, и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом…
Источник фото: фото автора

Похожие статьи