Разговор о бизнесе. Антон Купрюшин
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Редакция портала «Пенза-Онлайн» открывает цикл интервью с пензенскими предпринимателями. Чем живет малый и средний бизнес в регионе, какие проблемы испытывает? Нужно ли ждать помощи от государства? С чего начать собственное дело? Об этом и многом другом наши читатели узнают из первых уст.

Антон Купрюшин

ТРИ В ОДНОМ


Сегодняшний наш собеседник — Антон Купрюшин, владеющий в данный момент тремя небольшими, но вполне успешными компаниями. Бизнес у Антона разноплановый.

— Антон, расскажи, когда и зачем ты решил пойти в бизнес?

— В 2008 году я уволился из правоохранительных органов (работал в другом регионе) и вернулся в родную Пензу. Мысль была открыть что-то свое — чтобы сверху не было начальников. Размышлял где-то с полгода, прикидывал варианты. Торговля меня не привлекала, а производство требовало больших вложений денег, с которыми у меня на тот момент было не густо. Тогда я обратил внимание на сферу услуг. Здесь бизнес можно начинать с минимальными затратами. Главное — придумать, чем заниматься и найти то разумное и полезное, чем ты будешь отличаться в качественную сторону от своих конкурентов.

Придумать что-то принципиально новое было сложно. Но мне — спасибо — добрые люди подсказали. И в 2009 году я создал компанию «Автомед». 8 марта у нас уже состоялся конкурс по отбору техников и медсестер.

— И чем стал заниматься «Автомед»?

— Проведением предрейсовых осмотров водителей. В те годы было много фирм такси, всех трепали проверками. При каждой фирмочке медкабинет не создашь. Значит, надо отдавать это дело на аутсорсинг. А контор в Пензе, которые проводили предрейсовый медосмотр водителей, было мало. Те же, что работали на этом рынке услуг, просили много денег. То есть мы нашли свою нишу. Конкуренция была низкая. Впрочем, она и сейчас невелика. Крупным медицинским центрам заниматься этим неохота — не та прибыль. А таких небольших компаний, как наша, почти нет.

— Но таксистами вы, я так понимаю, не ограничились?

— Мы развиваемся, у нас лицензия министерства здравоохранения Пензенской области на данный вид деятельности. Участвуем в аукционах. Так что сейчас мы обслуживаем не только частные, но и государственные компании.

— Тем не менее, одним бизнесом ты не ограничился…

— Да, в том же году открыл курьерскую фирму «Марафон». Эта идея тоже возникла не на пустом месте. Некоторое время я жил в Москве и постоянно ломал себе голову — как лучше что-нибудь передать в Пензу, или наоборот — доставить в Москву. Не хватало неких дистанционных рук, которые могли бы в мое отсутствие что-то делать в Пензе.

И тогда я создал такую службу. Но не в классическом формате, а с элементами консьержа. Например, есть масса людей, которые не готовы тратить свое время на походы по магазинам, стояние в очередях и т.д. Мы все эти мелочи берем на себя: постоим, купим, что надо и доставим по адресу.

В Пензе у нас конкурентов тогда тоже не было. Были федеральные компании, и кое-кто работал по франшизе. Мы тогда долго бултыхались, изображая курьерский лоукостер — брались за все, просили копейки. Было много суеты и мало денег. Сейчас от «мелочи» отказались. Ушли от массовости и дешевизны и перешли в средний класс, можно сказать. Суеты теперь намного меньше, а денег даже прибавилось.

— И потом появилась третья компания.

— В 2013 году мы создали агентство путешествий «ТурДом». В здании, которое мы арендовали, образовалась свободная площадь. Я решил, что надо бы открыть что-нибудь еще. Выбор пал на туризм. Причины решения те же — вложений практически не требовалось, к тому же путешествия — это интересно. К тому же, курьерские услуги летом не особо востребованы. Туризм — наоборот: летом — сезон, зимой — спад.

НЕ «Я», А «МЫ»


— Бывает, что приходится вынимать деньги из одной компании и вкладывать в другую, чтобы соблюсти баланс?

— Не без этого. Хотя опытные бизнесмены говорят, что так делать нельзя. Каждый месяц мы считаем прибыль отдельно по каждой компании. Результат последние два года стабильный. 70 процентов дохода дает «Автомед», по 15 — «Марафон» и «ТурДом».

— Ты говоришь все время «мы», «наш». У тебя в бизнесе есть компаньоны?

— Нет. Говоря «мы» и «наш», я имею в виду коллектив, без которого ничего бы не получилось. Поэтому бизнес — это не я, а мы. Вот, например, сейчас времена достаточно тяжелые у всех. Но у моих сотрудников зарплата не упала. Ты заметил, когда заходил к нам в офис, что они все улыбаются? Значит, довольны. И мне от этого хорошо. Хотя лично мои доходы в связи с последними событиями немного сократились. Просто я работаю в свое удовольствие, а надо, знающие люди говорят, ради денег…

— Ты пользовался какими-нибудь кредитными инструментами, государственной поддержкой?

— Никогда. Для открытия всех моих бизнесов, повторюсь, особых вложений не требовалось, а к государству у меня отношение особое.

— В каком смысле?

— Я считаю, что государство не должно помогать бизнесу. В крайнем случае, пусть помогает социально-ориентированному. Тем, например, кто выпускает инвалидные коляски в полцены, а продает за четверть. Остальной бизнес должен выживать сам. Если он не развивается и не приносит дохода, надо его закрывать. А не набирать еще кредитов и просить помощи у властей. Но еще государство ни в коем случае не должно мешать развитию бизнеса.

Проверяют пусть. Если по делу. Иногда это полезно. Я даже благодарен одной такой проверке, когда нам указали на недочеты в деятельности «Автомеда», которые мы затем устранили, получили лицензию, а вместе с ней возможность участвовать в аукционах на госзакупки.

ДЕЛАТЬ ЧУТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ


— Можешь дать несколько советов: чем заняться начинающему бизнесмену?

— Чем угодно. Главное, делать это качественнее, чем конкуренты. Потому что плохих услуг, плохих производителей — полно. Хороших — единицы. Можно копировать любой бизнес, но все делать чуть-чуть лучше, чем остальные.

Еще надо верить в себя, не опускать руки. Иногда работать в минус, веря, что со временем все окупится. Если изначально сомневаешься, лучше не ввязываться в это дело.

А вообще, в 18-20 лет заниматься бизнесом не стоит. Сначала надо поработать в нем. Прийти в нормальную компанию и 4-5 лет отпахать в ней, поучиться. Когда созреешь, можешь уходить и создавать свою фирму.

К сожалению, у меня не было такой возможности. Я все начинал с нуля, пропускал через себя и учился на своих ошибках.

— Каков, на твой взгляд, портрет среднего российского предпринимателя?

— В основной своей массе не очень привлекательный. Очень многие не строят долгосрочных планов. Ставят задачи поскорее окупить вложения, что-то заработать, а потом продать бизнес. Но мы — не такие. Мы не будем продавать. Собираемся заниматься этим всегда, а в итоге — передать бизнес детям!

Фото из архива Антона Купрюшина



Похожие статьи