Пензенские особенности борьбы с уличной торговлей
Журналист
Журналист
Максим Денисов

Всем известно, что уличная торговля у нас под запретом. Если только это не ярмарка выходного дня на площади Ленина, где свиные копыта на фоне административного здания смотрятся особенно органично. О чем нам постоянно напоминают телерепортажи о рейдах сотрудников районных администраций, совместно с полицией, составляющих протоколы, штрафующих…



И, тем не менее, она в Пензе сегодня не то, что процветает, но держится достаточно стойко. Ее не смог уничтожить даже масштабный «базарный террор», устроенный накануне празднования 350-летия города. Проехав по проспекту Победы о ЦНТИ до «Салюта» мы насчитали не менее 20 подобных точек. У Горбольницы — пять — торгуют мясом, молоком, одеждой, фруктами… У «Кагау» на проспекте Строителей — настоящий цветник. 50-60 частников под открытым небом. Один мужик даже краской в банках торговал… Почему все это держится и не поддается искоренению? И должно ли это искореняться?

«Мы их понимаем»


На самом деле, далеко не все представители власти разделяют сегодня мнения, возобладавшего окончательно лет пять назад, о необходимости полной зачистки города от уличной торговли. Сотрудник одной из районных администраций (не называем его имени, ибо начальство может расценить сказанное им, как ересь супротив Непреклонного исполнения службы) прямо сказал: «Мы стараемся особо их не гонять. То, что такая торговля востребована, как продавцами, так и покупателями, для него очевидно. «Экономическая ситуация сейчас непростая. Многим людям не хватает на жизнь, в особенности пенсионерам, инвалидам.

То, что они выходят с каким-то товаром на улицу — можно понять. Можно понять и покупателей, которые предпочитают брать у них. Многие вынуждены считать каждую копейку. Кроме того, нам даже интересно, чтобы граждане торговали продуктами, выращенными на собственных приусадебных и дачных участках. Поэтому, мы смотрим на такие факты зачастую сквозь пальцы. Другое дело, когда выкладывают прямо себе под ноги, на асфальт, мясо под палящим солнцем. Это нетерпимо. Нельзя же людей травить!».



Чиновник и торговец


«Это он правильно говорит, — замечает мне товарищ, чья жена занимается этой самой уличной торговлей». — И на самом деле, в некоторых (далеко не во всех) районах города к такой торговле относятся вполне толерантно. Только подоплека такой толерантности, зачастую, увы, коррупция.

Картина вырисовывается примерно следующая. Еженедельно (иногда чаще, а года три назад, бывало и ежедневно) появляются проверяющие из районной администрации в сопровождении полиции. Естественно, выявляются поголовные нарушения. Чиновники определяют факты несанкционированной торговли, полиция — незаконной предпринимательской деятельности (в случае, если ИП и существует — продавцы его «не сдают» — штраф на ИП куда крупнее).

Чтение протоколов об административных нарушениях — отдельная песня. Объяснения продавцов-нарушителей – почему осуществляли торговлю: «нужда заставила», «дети есть хотят», «я же не наркотиками торгую», «приношу людям пользу, за что страдаю?», «отказываюсь от объяснений – ссылаюсь на 51 статью Конституции»… Это торговцы.

А это уже представители администрации: «имярек осуществляла торговлю фруктами в необорудованном урной месте». Или вот ещё перл: «осуществляла торговлю в неустановленном месте по адресу — улица Ворошилова. Складировала товары и тару».

Но обычно формула стандартна: «торговала в месте, не предназначенном, необорудованном для этих целей».

Размер штрафа на торговца — 2 тысячи (на ИП — 5 тысяч). А сколько может заработать в день уличная торговка? 500 рублей? В состоянии они оплачивать такие штрафы «на постоянной основе»? И ИПэшники начинают идти на сговор с проверяющими. И чиновники, и служители правопорядка берут. Берут и деньгами, и фруктами. Взамен уничтожают протоколы (не все — отчитываться-то тоже чем-то надо о проделанной работе!).

Районные особенности


Разумеется, не надо думать, что все берут взятки. Поголовная коррупция среди чиновников - это все-таки миф. Она, конечно, огромная, но не поголовная. В частности, как говорят, практически не берут с уличных торговцев в Железнодорожном районе. Свирепствовала она одно время в Ленинском районе, но там прошли «чистки» в администрации и новые сотрудники пока ведут себя не в пример скромнее.

«Хотелось бы, чтобы на этот опыт обратил внимание новый руководитель Октябрьского района, — говорит мой информатор, — чистки — великое дело, пользу приносят и руководству, и району в целом». Правда, там, где не берут взяток, случаются свои перегибы. Такие как полицейские с автоматами, (!) буквально терроризирующие стихийный рыночек.

Зачем она нужна?


В целом, получается, что чиновников, у которых есть понимание нужд граждан, а также тех, кто нашел с торговцами специфическое взаимопонимание — меньшинство. Большинство же представляют позицию, озвученную, когда бывшим главой администрации Ленинского района. Рассказывали, как пару лет назад он, проходя по улице Пионерской, с удивлением и возмущением увидел стихийную торговлю фруктами. И стал тут же звонить или делать вид, что звонит в милицию. «А почему бы не разрешить уличную торговлю?», — спросили у него. — «Не видим в ней необходимости!», — отрубил глава и показал на сетевой магазин: — «Пусть туда ходят».
А необходимость есть. И не все люди «ходят туда». Рассмотрим вопрос попунктно.



Первое. Уличная торговля сегодня трудоустроила достаточно большое количество людей, чтобы от неё так вот взять и отмахнуться. Продавщицам далеко за сорок – иногда это многодетные матери. Найти сейчас им работу дело непростое.

Второе. Иногда указывают на то, что можно пойти на компромисс и разрешить торговлю «своей продукцией», со своего огорода. Но не всякий сельский житель, привезя в город машину картошки, готов неделями стоять на рынке продавая по ведру. Он её продаст мешками уличным торговцам.

Третье. ИПэшникам говорят: покупайте или стройте ларек, мини-маркет. Разумеется. А кто кредит ему даст? Адрес банка не подскажете? Ну, допустим, купит, построит он, а потом что? «Ночь длинных ковшей», как в Москве (да и в Пензе такие примеры были). Да и не выдерживают конкуренции с супермаркетами - не могут они ни ассортимента, ни приемлемой цены дать. А вот уличные торговцы конкуренцию выдерживают.

Четвертое. Выдерживают цены. А по качеству зачастую превосходят. Особенно, что касается сезонных товаров. Арбузов, например. В сетевом супермаркете товар поставляется централизовано. И выбор там у вас будет из 4—5 этих арбузов, почти наверняка незрелых и напоминающих вкусом траву. У уличного торговца их будет 40-50, отобранных собственноручно на базе.

Пятое. Что почти никем никогда не учитывается. Фактор личного общения. Многим людям, особенно, пожилым, одиноким это чрезвычайно важно. Хороший продавец терпеливо выслушает такого человека, помогая ей выбрать помидоры или огурцы, поддакнет, тем более, что и проблемы и горести у нее во многом схожие.

Шестое. Справедливые претензии к уличной торговле в наших краях — санитария. И пыль, и прямой солнечный свет. Но наш покупатель придет, эти помидоры потщательнее вымоет и - нормально. Такое отношение, возможно, изменится, но не сегодня в полдень.

Что делать?


Итак, ниша уличной торговли сегодня в Пензе по-прежнему востребована значительной частью населения. Извести ее на данный момент не удается. Что делать власти?
По уму — легализовать. Бабушку с ведром яблок вообще оставить в покое. И ИПэшника обложить налогом фиксированным в 10 тысяч на благоустройство района — того же его места торговли. Все польза.
Конечно, ни на районном, ни даже на городском уровне этот вопрос не решить. Но нашим чиновникам неплохо бы хотя бы постучаться по этому вопросу наверх. Только никто этого делать не будет. А потому все продолжит идти, как и шло. Екклесиаст сказал: «Что было, то и будет».

Похожие статьи