Пензенские кварталы «красных линий». Наш магазинчик «Теремок» закрыли на замок
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Есть такое понятие в городской архитектуре как «красная линия». Она устанавливается по границам, принятых Планом градостроительства основных городских улиц, в том числе, с учетом перспектив развития населенного пункта. Просьба, не путать эту «красную линию» с названием туристического маршрута, который на днях был представлен пензенцам и гостям города.



Вопрос риторический


Вообще нанесение «красной линии» на карту происходит при разработке проекта планировки каждой территории. При этом обосновывается необходимость этих линий. В том числе, «красные линии» могут обозначать уже существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Перечень большой. И еще раз — для каждой территории он свой.

Не будем уж совсем запутывать читателя, скажем лишь одно — возводить объекты капитального строительства на «красной линии» запрещено. Это закон. И сейчас, по словам экспертов, закон в этом плане стал более жестким. Если 10 лет назад можно было возвести здание в любом районе города, а потом его узаконить, теперь это сделать невозможно. Вероятность близка к нулю процентов. При этом следует учесть, что «красная линия» является территорией общего пользования.

Ларьки и павильоны, с которыми у нас активно борются, объектами капитального строительства не являются. И, по идее, могут находиться на «красной линии» — если администрация даст «добро». Но, как видим, администрация может это добро и «отобрать».

Правда, тем временем на тех же участках «красных линий» появляются другие павильоны. Но это уже другая история. Зато, говорят, что новые ларьки выглядят благороднее прежних.Значит, общая городская красота нарушается меньше. Ну, пусть. Это, скажем, теория и вступление. А как обстоят дела на практике?



Там, где видно


Помнится, прежний губернатор Василий Бочкарев частенько собирал строителей и требовал «убрать самодеятельность с красных линий». Причем, на его взгляд, эти «красные линии» шли исключительно по крупным магистралям. То есть, поручения главы региона конкретно касались дороги в аэропорт, проспекта Строителей, ул. Пушкина, ул. Суворова, ну и еще пары-тройки дорог.

«Красная линия» — это то, что я вижу, когда еду из аэропорта на работу в правительство, — сказал как-то Василий Кузьмич. — А если ваш киоск не виден из машины, — это уже не «красная линия».

Такие у него были понятия. Свои. Он видел, что у Олега Тоцкого часть его магазина «Планета Земля» на тротуар вылезла — скандалил, кулаками по столу стучал. Не знаем, чем там кончилось дело, но магазин по-прежнему работает в тех же территориальных рамках.

Надо отдать губернатору должное — он не призывал сметать все подряд, «там, где видно». В первую очередь задача ставилась — освободить от несуразных киосков и павильонов (заметьте — не ото всех подряд, а лишь от портящих архитектурный облик города) основные магистрали, «чтобы ничего на тротуары и газоны не выпирало».

Более же всего Василия Бочкарева бесили киоски, предлагающие населению микрозаймы под сумасшедшие проценты, и предприятия быстрого питания, торгующие шаурмой. Вот этого, по его мнению, точно не должно быть на виду. Какими бы нарядными не казались сами здания.

Они киоски исчезают, другие появляются


Что под «красной линией» имеет в виду губернатор нынешний — Иван Белозерцев? На итоговой пресс-конференции в конце прошлого года он сообщил, что в 2016 в Пензе с «красной линии» было убрано более 100 киосков и павильонов. Свое решение он мотивировал тем, что данная форма торговли — пережиток лихих «девяностых» годов. Сейчас же в шаговой доступности от любой многоэтажки — один, два, а то и сразу три торговых центра. Так зачем ходить за хлебом и солью в киоск?

Незаконные постройки убирали через суд. С законными предпринимателями договаривались — предлагая равноценные места в тех же районах, но в глубине дворов. Права, равноценными эти места получались далеко не всегда.

Звучала мысль и о том, что торговли на остановках общественного транспорта не должно быть вовсе. Но вопрос почему-то стал решаться, я бы сказал, как-то выборочно. Где-то вместо остановки теперь чистое поле, а где-то — новый павильон, но с хорошо знакомым горожанам прежним названием. Вот едешь утром на работу — стоит киоск на остановке, возвращаешься — а уж и нет его. Хотя на другой стороне дороги уже возводится другой — краше прежнего. Свято место пусто не бывает.

Наш «Теремок» закрыли на замок


Ну что мы все о «красных линиях». Перейдем от общего к частному. Во дворе дома по пр. Строителей, 68-а, внутри квартала, вот уже много-много лет работал добротный магазин «Теремок» (судя по всему, являющийся объектом капитального строительства). Самая настоящая торговая точка шаговой доступности. Во всем удобная. Ассортимент — широкий. Все, что нужно для ужина, например, там было. Работал магазин до 23 часов, и если кому за солью-спичками — не помчишься ж в «Караван» или «Магнит» за лишних полкилометра?

Дела в магазине шли хорошо, например, в прошлом году там сделали капитальный ремонт, увеличили число прилавков и продавцов.

На днях явно прибыльный магазин «Теремок» закрыли. Среди жильцов дома я не нашел ни одного человека, кто был бы рад этому событию. Все только печально пожимали плечами, и строили самые невероятные домыслы, кому не угодил «Теремок», который ни к какой «красной линии» отношения уж точно не имел. Жаль «Теремок», наш «Теремок»…

Пока порталу «Пенза-Онлайн» не удалось выяснить истинную причину закрытия милого магазинчика. Но мы продолжим эту тему. Не исключено, что объект попал на «красную линию» будущего проекта планировки территорий. Помните, была идея о магазинах шаговой доступности в каждом дворе? Вот это и был такой магазин, всеми любимый и доступный. Жаль, если и они все исчезнут вслед за киосками…
Источник фото: фото автора

Похожие статьи