Купи троллейбус! Зачем «Меркурию» металлолом по цене изделия?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Покупка предприятием ООО «Меркурий-авто-9» пензенской троллейбусной сети возмутила некоторых пензенцев: цена 45 миллионов показалась слишком низкой. Мы категорически несогласны и по этому поводу хотим изложить некоторые наши соображения.

1.jpg

Спор в Facebook


Одним из тех, кто высказал недовольство, стал Александр Рогожкин, руководитель пензенского Комсомола. На своей странице на Facebook он оставил сообщение: 

«Все имущество, включая депо, сети, 40 троллейбусов, даже новые...И все это продано за 45 миллионов рублей. Просто для сравнения. В Москве недавно выставили на продажу трехкомнатную хату в хрущевке за эти же деньги». 


На вопрос автора, какую же цену следует считать адекватной, ответил другой общественный активист Руслан Бармаков, приведя скриншот с ценами на новые троллейбусы у производителей. Александр Рогожкин добавил, что стартовую цену торгов в 500 миллионов считает более обоснованной, оговорившись, что в реальности требуется серьезный аудит. 

500 миллионов — это, конечно, «пальцем в небо». Попробуем порассуждать, сколько реально стоит наша троллейбусная сеть. 

Руслан Бармаков избрал метод оценки по себестоимости. На его скрине цена на новые троллейбусы составляет от 6,5 до 14 миллионов рублей. Получается, что только сами «рогатые» порядка 400 миллионов? Конечно, есть
амортизация. Пусть остаточная стоимость в среднем по парку составляет 50% — получим 200 миллионов, плюс еще сеть, подстанции и прочие плюшки. Так и выйдем на заветные полмиллиарда. 

Price.jpg




Конечно, все не так. Реальная стоимость имущества можно оценить по двум (взаимосвязанным) параметрам: 1) За какую цену приобретет имущество будущий покупатель 2) Сколько прибыли принесет это имущество в будущем.

Неликвид за 45 миллионов


Первый вариант подразумевает продажу оперативную, в течение 2-3 месяцев. Даже автомобиль, отъехав на десять метров от салона, теряет в цене до 30%. Специальная техника: тракторы, дирижабли, троллейбусы, башенные краны, производственные линии и т.п. теряет еще больше, потому что товар это низколиквидный. То есть продать его с рук не то, чтобы невозможно, но очень сложно, как правило, процесс занимает срок более года.

Добавим сюда реальный износ (а не бухгалтерскую амортизацию). Моральное устаревание. Все эти допотопные подстанции, на которые едва ли запчасти-то сейчас найдешь.

Продать по цене металлолома тоже не получится — новый собственник обязан обеспечить эксплуатацию троллейбусной сети. Поэтому реальная цена этого лота — 0 (Ноль) рублей 00 копеек.

Авось попрет?


При текущем положении дел не приходится рассчитывать и на прибыль. Насколько надо поднять и без того недавно выросший тариф, чтобы сделать троллейбус окупаемым, сказать точно не беремся, но явно не на 2-3 рубля за билет.

Конечно, две пензенский транспортные империи: «Дилижанс» Фомина и «Меркурий» Кривозубова — могут рассчитывать на то, что пролоббируют некоторое повышение цены на проезд. Выгодно это обоим: удорожание на всех видах городского транспорта обычно происходит одновременно. Но как-то это ненадежно все, мало ли что пойдет не так. А бизнес такого уровня на авось не действует.

С этой точки зрения получается, что тому, кто возьмет себе пензенский троллейбус, надо бы еще и доплатить? Тогда в чем же смысл?

Репортаж из области догадок


А вот это правильный вопрос. Здесь мы переходим в область догадок. У нас есть несколько фактов:

1) В устах губернатора, областных и городских чиновников не раз звучали слова о том, что маршрутки надо вытеснять с пензенских улиц. Иван Белозерцев:

«Позиция наша с городом такова — количество маршрутных такси должно становится меньше, а количество транспортных средств большой вместимости больше». 


2) «Погруженные» в тему лица сходятся на том, что спасение троллейбуса в обновлении парка. На стыке этих пунктов лежит вероятность того, что город, губерния, а может и федералы готовы хорошо помочь энтузиастам, которые возьмутся поднять рогатый транспорт с колен.

Уже сейчас существует Постановление главы администрация города Пензы от 20 июня 2017 года № 1107, согласно которому муниципалитете компенсирует перевозчику 38,51% стоимости приобретаемых транспортных средств «большого класса» (в пределах стоимость 5,5 млн.руб.).

Предложение щедрое, но достаточно ли интересное для «Меркурия»? Не настолько, чтобы брать все «приданное». А отсюда рождается предположение, что перевозчику известно о планах по поддержке оператора троллейбусного сообщения в гораздо больших масштабах. Возможно, эти планы будут включать в себя не только субсидии на приобретение техники.

Есть также не совсем честная возможность договориться с кем-то из производителей, что за определенный процент именно у него будут заказаны партии новых троллейбусов — и перенаправить в личный карман часть средств полученных субсидий. Но это уже для полноты картины, разумеется, про наших перевозчиков мы так не думаем.

А какие способы монетизации пензенского троллейбуса знает читатель?

P.S. Обидно, слушай!


Конечно, никто не расскажет о будущем троллейбуса лучше, чем его новый владелец. Мы безуспешно пытались связаться с представителями ООО «Меркурий-авто-9», чтобы получить комментарии. Директора, замы и ответственные рекомендовали позвонить кому-то из своих коллег, иные были просто недоступны. В итоге мы решили связаться с самим Николаем Михайловичем Кривозубовым.

Но Николай Михайлович ответил нам странно: ”Меркурий-авто-9»? Я даже и не знаю такой фирмы. Кто там директор, кто владелец?» И хотя мы знали, что директор там некий Кривозубов Михаил Николаевич, настаивать смысла не было — комментировать нам явно ничего не хотели.

Обидно. Собираешься сказать, что зря народ человека обвиняет. А он вот так вот…

Похожие статьи