Кто в Пензе «шишку держит»?

Ответ на этот вопрос может быть только субъективным. Но тем не менее, мы постараемся его дать в предстоящей серии публикаций.

Ну, очень важная персона
Еще в конце прошлого века пензенский политолог Валентин Мануйлов придумал и запустил и начал регулярно проводить социологические исследования, призванные определить тридцатку самых влиятельных лиц Пензенской области. Лидеры политической и деловой элиты региона определялись методом экспертного опроса двух-трех десятков специально отобранных и сведущих в этом вопросе личностей.
Список Валентина Игоревича был общим для политиков и бизнесменов, и всегда первые значительно перевешивали вторых по численности и степени влияния. Последний опрос проводился Институтом региональной политики в первой половине 2015 года. Нечто подобное не первый год проводится под эгидой «Парето-Центра» Анатолия Бодрова, решившего, впрочем, кое-что изменить, разграничив в своем опросе политический и бизнес спектры.
Конечно, всех всегда интересовал вопрос — кто в Пензе главный? С политическими лидерами все более-менее понятно — вот уже два с лишним десятилетия первыми в исследованиях подобного рода следуют губернаторы, вторыми – мэры, за ними поспешают спикеры собраний представителей, разнообразные министры, руководители силовых структур (федеральных, стоит заметить) и пр. Здесь как в шахматах — кто ближе к центру, тот и главнее.
Гораздо сложнее в плане предпочтения экспертам всегда было определиться с фигурами первого ряда, олицетворяющими бизнес. В отличие от ранжирования степени влияния политиков в зависимости от высоты их постов, здесь мнения экспертов весьма субъективны. И зависеть ранг соискателя может от чего угодно: от толщины кошелька, харизмы, близости к власти, количества и качества данных журналистам фуршетов, рекламного бюджета и т.д. Да и обижать никого не хочется. А мы и не будем.
Сто тысяч зрителей по одному рублю...
Отбросим субъективизм, абстрагируемся от личностей, и не будем считать, кто из наших бизнесменов построил или продал больше квартир, произвел и вставил в них пластиковые окна, выстроил торговый центр красивее, открыл гостиницу поуютнее, наварил пива погуще или выпек пряников повкуснее. Квартиру человек может купить раз в жизни, а то и вовсе не купить. Покупка автомобиля зависит от многих обстоятельств. Шмотки мы меняем чаще, но тоже не так быстро, как хотелось бы продавцам. И так далее.
Поговорим лучше о вещах и услугах, за которые средний обыватель платит ежедневно или с завидной регулярностью — пищевых продуктах, коммунальных и топливных ресурсах, услугах связи, информации и финансовых институтах, через которые проходят все эти платежи.
Об этом давно не принято говорить, потому что об этом и так все прекрасно знают. «Деньги пылесосятся из каждого угла области», — как совершенно точно заметил экс-вице-губернатор и пензенский предприниматель Игорь Чудновский в прошлогоднем интервью. Посмотрим, что он имел в виду. Типа, кто в Пензе, как говорили раньше, «шишку держит»?
Вот пришли большие дяди
Начнем с поставщиков топлива коммунальных ресурсов. ЗАО «Пензанефтепродукт» входит в группу Роснефть. ООО «ТНС энерго Пенза» имеет учредителем московское ПАО ГК «ТНС энерго». ООО «Газпром Межрегионгаз Пенза» — соответственно ООО «Газпром Межрегионгаз» (С.-Петербург) и ООО «Газпром Инвест РГК» (Москва). Учредитель ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза», владеющего в том числе злополучной пензенской ТЭЦ – нижегородское ОАО «ТГК-6», в свою очередь учрежденное РАО «ЕЭС России».
В городе действует лишь одна крупная сугубо пензенская торговая сеть — «Караван». Все остальные, сами понимаете, иногородние. Но даже если вы купите там бутылку молока или палку колбасы «местного» производителя, то это значит лишь, что в Пензе расположено лишь производство. Чтобы нарисовать схемы влияния в регионе таких финансово-промышленных китов, как УК «Дамате» или Черкизовской группы, даже дизайнеров Навального не хватит.
А ведь кто-то в конце прошлого века сказал, что Пензенскую область спасет фермерское движение, а не крупные агрохолдинги. Как выясняется, ошибочка вышла. Здесь же вам и выращивание скота и птицы, и кормовая база, и комбикормовые комбинаты, и элеваторы, и все такое прочее. Причем все это так завязано, что без бутылки не разобраться.
Крупнейшие в Пензе операторы коммуникационных систем — телевидения, телефонии, сотовой связи и интернета — федеральные. Есть в Пензе один-единственный местный банк, да и тот называется… «Кузнецкий». Пензенская кондитерская фабрика, занимающая первое место в регионе по объему производства кондитерских и хлебобулочных изделий, находится в сфере интересов столичных кондитерских комбинатов. Даже издательство «Пензенская правда» теперь — самарское. О предприятиях промышленности вообще разговор особый. И этот список можно продолжать долго.
Мы имеем дело с тем, что есть
Но никто и не говорит, что это плохо. Это объективная реальность. Позиции на ключевых и денежных направлениях утрачены. И не по нашей вине, и даже не по вине антимонопольного комитета (не пора ли его, кстати, упразднить в свете происходящего?).
Государственно-монополистический капитализм называется, это мы еще в школе проходили. Просто теперь, когда называешь что-то пензенским, надо оглядываться.
Потому что сегодня даже самый крупный бизнес местечковых предпринимателей по сравнению с делами «Даматэ» и К0 так и останется малым. Будем варить пиво, выпекать хлеб и печенье, клепать двери и пластиковые окна из импортных составляющих, продавать чужие автомобили, делать сравнительно плохую водку и неплохие обои, перевозить пассажиров и даже кое-что строить.
И, главное, не будем по этому поводу комплексовать. В конце концов вся наша Ойкумена (сиречь заселенная людьми часть мира) в Универсуме (сиречь известной ныне части Вселенной) есть нечто совершенно, можно сказать, и несуществующее. А еще недавно человек ставился в центр Мироздания! Комплексовать сейчас по этому поводу — прямой путь в желтый дом. Причем совсем не тот, который в нашем благословенном городе на площади Ленина.
А вот, что касается того Желтого дома… То про него и про «малый» бизнес можно кое-что рассказать. Потому что в наших скромных провинциальных условиях вполне себе еще сохраняются пережитки такого явления, как… олигархия. Во всяком случае, если верить упоминавшимся в начале статьи исследованиям, в которых одни и те же люди свободно путешествует из года в год из списков «политиков» в список «бизнесмены» и обратно.
Об этом, в том числе, но, главным образом, о многом другом, мы расскажем вам в нашем цикле «Кто владеет Пензой». Следите за публикациями портала «Пенза-Онлайн»!
Источник фото: фото С. Филипповой