КТО В ПЕНЗЕ ШИШКУ ДЕРЖАЛ? БОРИС ШПИГЕЛЬ — ПРИНЦ ГОСЗАКАЗА
Журналист
Журналист
Куда делся незабвенный представитель Пензенской области в Совете Федерации г-н Шпигель? Сначала неплохо бы вспомнить, откуда он взялся. Некоторые факты давно известны, но рискнем соорудить некий дайджест.





ГОСПОДИН СПРУТС

Появление «фармацевтического короля» России в только-только вышедшей из «красного пояса» регионов Пензе вызвало много переполоху в ее неокрепшем бизнес-сообществе. Происхождение, фактура, капитал, репутация со шлейфом историй из Копромат.ру — все указывало на идеального буржуя, как будто сошедшего со страниц книги Носова «Незнайка на Луне».

Впрочем, Борис Исаакович в то время никаким «королем» и не был, а был, скорее, принцем госзаказов. Его деятельности посвящена обширная пресса, из которой следует, что свой бизнес г-н Шпигель развивал по простой схеме встраивания его в административную вертикаль. С самого начала 90-х его «Биотек» специализировался на участии в конкурсах на закупки лекарств для государственных и ведомственных учреждений.

А близкое знакомство с вице-спикером Госдумы Геннадием Селезневым, у которого Шпигель был советником по социальным вопросам, открыло двери в главное для его бизнеса медицинское ведомство. И позволяло в дальнейшем уверенно выигрывать большинство тендеров на поставки лекарств, и к началу следующего века стать владельцем широкой сети аптечных предприятий, в том числе пензенской «Фармации».

До Шпигеля на рынок лекарств региона замахивались многие. Но отхватить наиболее жирные куски удалось только ему. В начале нулевых, накануне нового витка реформы здравоохранения, именно Пенза предоставила Шпигелю экспериментальную площадку для отработки новой схемы снабжения лекарствами льготников и больниц, до этого закупавших все необходимое через тендеры.


ФАРМУПОЛНОМОЧЕННЫЙ


В 2001 году, став владельцем «Фармации», Шпигель немедленно добился от губернатора решения о создании единого регионального аптечного склада на её площадях, что дало ему возможность оценивать весь объем доставляемых в регион лекарств и медпрепаратов. А когда Бочкарев вторично подтвердил свои претензии на губернаторство, «Фармация» стала и так называемым уполномоченным складом для эксклюзивных поставок лекарств льготникам через аптечную сеть и в лечебно-профилактические учреждения города и области.

В региональном конкурсе на это звание «Биотек», в те времена едва ли входящий в десятку крупнейших поставщиков лекарств в России, уверенно обошел шесть явных лидеров. Вот что сообщала по этому поводу «Биржевая газета»:

«Судя по балльным показателям, у кого-то из участников не имелось достаточного числа компьютеров, кому-то не хватило холодильников, у кого-то товарооборот был меньше, у кого-то конкурсная комиссия насчитала слишком мало автотранспорта. У ЗАО «Шрея Корпорейшн» члены комиссии собственноручно занизили опыт работы с 8 лет до 4 месяцев».

Именно этим событием датируется приписанная Шпигелю фраза: «Время свободного ценообразования на лекарства закончилось!» В апреле 2003 года Бочкарев предложил социально ориентированному монополисту место в Совете Федерации, а через месяц благодарный сенатор произнес: «Пензенский народ добрый, открытый, благородный, он достоин лучшего… Если бы мне предложили стать сенатором от Самарской области, я бы туда не пошел. Они сами по себе богатые, у них все есть».





ПО ОТРАБОТАННОЙ СХЕМЕ

С тех пор и на многие годы вперед все государственные и региональные конкурсы на поставку лекарств и средств медицинского назначения вольно или невольно выигрывала «Фармация». А уже в 2005 году «Биржевая газета» отмечала, что из двух тысяч наименований льготных лекарств в аптеках присутствует лишь половина и меньше, да и за теми приходится стоять несколько часов.

Но до своих ли добрых самаритян, простите, пензенцев, было новоиспеченному сенатору? Как сообщал в 2006 году Русский Forbes, «для искушенного в работе с льготниками и чиновниками «Биотэка» настал звездный час». Когда государство объявило программу дополнительного лекарственного обеспечения и в 6 раз увеличило свое участие на рынке лекарств, львиная доля заказа досталась Шпигелю, а «Биотек», за которым был закреплен Приволжский федеральный округ, сразу вошел в тройку лидеров рынка лекарств. Схема успеха была предельно проста:

«Помимо отсрочки платежа (до полугода), поставщики готовы давать компании дополнительную скидку, в противном случае «Биотэк» намекает, что с данным производителем работать не будет… Сертификацией лекарств в Росздравнадзоре ведает Вадим Белоножко — в прошлом коммерческий директор «Биотэка», а замглавы Росздравнадзора Елена Тельнова, составляющая список препаратов и устанавливающая цены, работала вице-президентом «Биотэка». Сам Шпигель курирует выполнение программы со стороны Совета Федерации».


ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ


В мае 2013 года Борис Исаакович заочно сложил с себя полномочия сенатора, объяснив это тем, что в ноябре 2012 года он был избран главой международного фонда «Мир без нацизма», что якобы не позволяет ему оставаться в Совете Федерации. На самом деле, полагают эксперты, уход Шпигеля напрямую касается его профессиональной деятельности. И связан со скандалом пятилетней давности вокруг обвинения в коррупции израильской компании Teva и ее филиала в России. Вот что в этой связи сообщил «Коммерсантъ» в декабре прошлого года:

«Из материалов Комиссии США по ценным бумагам и биржам следует, что основатель компании «Биотэк» и бывший зампред комитета Совета федерации Борис Шпигель помогал Teva с организацией участия ее препарата от рассеянного склероза в госзакупках. Сам господин Шпигель отрицает коррупционную составляющую в своих отношениях с Teva. Российский Минздрав попросил Генпрокуратуру прояснить ситуацию с претензиями к израильской компании».

Кое-какие события заставляют некоторых предположить, что экс-сенатор и в Пензе стал терять не только экономические (в виде контрольного пакета «Биосинтеза»), но и политические активы. Первый звоночек прозвенел в сентябре 2015 года, когда олигарх в очередной свой приезд по старой памяти пожелал собрать к себе игроков регионального фармрынка, включая высшее руководство минздрава.

Как сообщил портал РenzaРost, днем позже Иван Белозерцев недвусмысленно дал понять подчиненным, что отлаженной годами системе госзакупок на рынке лекарств, проводимых в интересах конкретного участника, будет положен конец.

Как известно, на сегодняшний день семья экс-сенатора в регионе по-прежнему владеет контрольным пакет весьма успешного ОАО «Фармация» с его десятком дюжин аптек и клиникой «Эскулап».

И вот последний на сегодняшний день звонок, уже со стороны федералов: «Пензенское УФАС уличило в сговоре региональный Минздрав и «Фармацию» Шпигеля», — сообщил в конце апреля Первый пензенский портал. Небольшой такой сговор. Подробности – здесь.
Источник фото: https://russian.rt.com

Похожие статьи