Карим Кузахметов: «СМИ помогут защитить бизнес»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Мы побывали на приёме у уполномоченного по защите прав предпринимателей Пензенской области и обнаружили много общего в наших взглядах.

4646456.jpg

— Карим Фаридович, какие проблемы наиболее актуальны для пензенской предпринимательской среды?

— Я бы не сказал, что проблемы пензенских предпринимателей уникальны. Это взаимоотношения с контрольно-надзорными органами; это неумение обеспечить защиту своих прав на документарном уровне (в первую очередь, в вопросах недвижимости).

Сейчас принято говорить о правой грамотности — её достаточном или недостаточном уровне. В России существует просто огромное количество нормативно-правовых актов, которые надо изучить, чтобы соответствовать всем требованиям закона. Это существенно ограничивает возможности предпринимателя самосовершенствоваться в правовом ключе.

Не думаю, что стоит ставить какие-то маркеры: что законодатель выпускает слишком много правового материала, или что бизнес с этим материалом не желает знакомиться. Чтобы грамотно строить нашу работу, ситуацию надо воспринимать просто как данность, которая должна быть постепенно исправлена в лучшую сторону.
Одна из главных проблем — отсутствие у должностных лиц стимула решать проблемы бизнеса.

Постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда после многократных походов по кабинетам человеку не могут даже объяснить, куда он должен написать заявление или какой перечень документов собрать. Всем очевидно, что предпринимателя надо сохранить, дать возможность работать и развиваться, но одной очевидности оказывается мало. Стандарты оказания государственных и муниципальных услуг у нас на самом низком уровне. Скажем даже прямо, у нас вообще нет работающих стандартов.

— Вы говорили про проблемы с контрольно-надзорными органами. На нашем портале как раз поднимается вопрос о правомерности действий Росприроднадзора и подведомственного ему учреждения ЦЛАТИ. Вы знакомы с этой ситуацией?

— Эта ситуация гораздо шире. Только что мой помощник озвучивал содержание сайта городской администрации. В перечне документов, необходимых для внесения объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, есть так называемая план-схема. А в следующем же предложении говорится, что данная план-схема может быть разработана одним из пензенских МУПов (МУП ОГСАГиТИ). Фактически, прямое указание на то, какого исполнителя следует выбрать. Есть основания предполагать, что разработанный этим МУПом документ и при наличии ошибок будет принят. Работу же другой организации могут не принять даже при сугубо формальных поводах для отказа.

Нами было принято решение отправить это на экспертизу в Управление Федеральной антимонопольной службы, другого выхода, к сожалению, нет.
Подобные факты сплошь и рядом, мониторить их «в ручном режиме» просто нет возможности. Часто это лишает нас возможности действовать упреждающе. Воздействовать на ситуацию получается уже по факту возникновения проблем.

— Какие общественные механизмы могут способствовать переменам к лучшему?

— Я считаю, многое зависит от СМИ. Мы с вами фактически делаем одно дело. Закон даёт средствам массовой информации много возможностей. Срок ответа на обращение в госорганы у СМИ меньше, даже чем у уполномоченного по защите прав предпринимателей. На вашем месте, я бы педалировал озвученную тему, причём в тесном взаимодействии с госорганами.

Есть огромное количество вопросов, которые можно решить, напрямую поговорив с ответственным руководителем — казалось бы. По факту же без пристального внимания общественности воз не сдвинется с места. Например, можно обратиться с проблемой прокуратуру — и работа прокурора закончится вынесением представления. Что такое представление, мы все прекрасно знаем. Правовые последствия его практически нулевые, оно не влечёт за собой ни наказания, ни каких-то иных принудительных мер.

Надо планомерно накапливать материал, выносить его на суд общественности. Обращаться в госорганы от моего лица, параллельно – от вашего лица. На базе информационных ресурсов выработать обсуждать и вырабатывать предложения по изменениям законодательства – и обращаться с ними в госструктуры.

От редакции

Институт бизнес-омбудсмена появился в нашей стране не так давно. Вопрос его эффективности — предмет отдельного исследования. Однако сегодня это своего рода тренд в демократических политических системах. Появившись в странах Скандинавии ещё в XIX веке, он распространился, в первую очередь, в странах Европы и Америки. Сегодня более чем в сотне стран уполномоченные по защите прав предпринимателей работают на государственном и региональном уровнях.
Это даёт нам основание предполагать, что при должной организации работы бизнес-омбудсмены вполне успешно могут справляться со своими функциями. Мы позволим себе развить мысль Карима Кузахметова: эффективность самого уполномоченного прямо связана с освещением его деятельности в СМИ. На наш взгляд, в настоящий момент такового освещения недостаточно.

Портал «Пенза-Онлайн» позиционирует себя как площадка для общения власти и общества. Поэтому впредь мы намерены наладить регулярное взаимодействие с пензенским бизнес-омбудсменом — как на уровне информационного освещения, так и посильным содействием в решении его задач.

Практика работы уполномоченного во многом состоит из работы с конкретными обращениями предпринимателей. Мы считаем, что совместные усилия позволят нам перейти от частного к общему. Так, совместной проработке подлежат системные проблемы, озвученные в публикациях на нашем портале. «Пенза-Онлайн» рассчитывает на долгое и эффективное сотрудничество с пензенским уполномоченным по защите прав предпринимателей.

Источник фото: http://pnzreg.ru/

Похожие статьи