-10° ... -10°, ветер 1 м/с
64.02
70.85
Как они делают бюджет
Журналист
Журналист
Максим Денисов

Областной Минфин приоткрыл двери бюджетной кухни. И ответил на вопросы, поднимаемые порталом «Пенза-Онлайн» по бюджету в течение всего года.

4.jpg

В минувшую пятницу Законодательным собранием Пензенской области был принят в первом чтении бюджет области на 2017 год. За принятие законопроекта проголосовали 32 депутата, против — 2 (члены фракции КПРФ). Основные параметры бюджета, напоминаем, можно посмотреть здесь . Бюджет прошел слушания в комитетах, а также общественные слушания. Так что особых вопросов у депутатов не было — все уже определились.

th_muchkaeva.jpgНо вопросы остались у «Пенза-Онлайн», и Минфин, на сегодняшний день с радостью отмечаем — одно из самых открытых областных ведомств, в лице заместителя министра финансов Ирины Николаевны Мучкаевой, уделило нам время для интервью.

Нас, в первую очередь, интересовал «корм для дойных коров» — бюджетные расходы на поддержку отраслей реального сектора, дающих наибольшие налоговые поступления и в дальнейшем представляющимися драйверами развития пензенской экономики. То есть, промышленного сектора. Еще на общественных слушаниях отмечалось, что в проекте бюджета, подготовленном к первому чтению, поддержка промышленного сектора практически не предусмотрена. Минфин оказался готов к такому вопросу.

Ирина Мучкаева: Реальный сектор экономики — это не только промышленность, но и сельское хозяйство, дороги, малый и средний бизнес, поддержка инновационной деятельности, другие отрасли.

Как Вы верно отметили, именно эти отрасли дают значительную часть поступлений в доходную часть бюджета. И рассматривать меры по поддержке промышленности в отрыве от других отраслей реального сектора экономики было бы неправильно. В 2017 году поддержка будет продолжена — средства на реальный сектор, включая бюджетные инвестиции, уже запланированы в сумме около 8 миллиардов рублей.

Кроме того, средства на эти цели будут выделяться дополнительно — это деньги, которые должны быть предоставлены нам в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Пока нельзя сказать и точно, сколько это будет. По уровню прошлого года — это дополнительно порядка 2,3 миллиардов. Расходы бюджета Пензенской области на 2017 год и на период 2018-19 годов будут увеличены по мере распределения региону федеральных целевых средств, крайний срок для которого в настоящее время установлен на 1 февраля 2017 года.

— Здесь, вероятно, критики проекта бюджета имеют в виду приоритетность тех или иных направлений. В самом деле, ведь логично звучит тезис о том, что поддерживать надо того, кто приносит области доход?

Ирина Мучкаева: Формирование бюджета начинается с оценки доходной части — собственных доходов и поступлений из федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета. Главную роль здесь играют соответственно успешность деятельности основных налогоплательщиков, действующие методики распределения межбюджетных трансфертов и возможность привлечения заемных ресурсов.

При определении приоритетных направлений расходов мы руководствуемся Основными направлениями бюджетной политики, которые ежегодно определяются распоряжением правительства области, применяем подходы, аналогичные подходам к формированию федерального бюджета, и нормативную базу РФ, в соответствии с которой установлены статьи расходов, подлежащие обязательному финансированию.

И на это уходит значительная часть средств. В первую очередь, мы должны обеспечить выполнение обязательств постоянного характера. Среди них — заработная плата работников и содержание госучреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта, органов государственной власти с учетом переданных муниципалитетам государственных полномочий (16,9 млрд. руб. или около 40% от общего объема расходов бюджета).

Далее идет оказание мер социальной поддержки, предоставление социальных выплат гражданам, стипендии, проведение детской оздоровительной кампании (6,3 млрд. руб. или около 15%). Уплата страховых взносов за неработающее население по обязательному медицинскому страхованию (5,4 млрд. руб. или 12,7%). На финансовую помощь муниципалитетам в виде дотаций выделяется 3,7 млрд. руб. (8,7%). Это уже 76,4% общего объема бюджета.

Кроме того, необходимо обеспечить формирование дорожного фонда в объемах поступления доходов от уплаты транспортного налога и акцизов на нефтепродукты (этот норматив закреплен законодательно), субсидирование части затрат перевозчиков, обслуживание долговых обязательств региона, предусмотреть средства по направлениям, по которым возможно получение софинансирования из федерального бюджета. Остается не так много.

Только затем рассматривается вопрос о включении в бюджет расходов на новые направления, так называемые «принимаемые обязательства». Их перечень определяется исходя из приоритетов социально-экономического развития региона и мероприятий государственных программ. А их разрабатывают областные министерства. А утверждает правительство области.

— Некоторые наши эксперты полагают, что нагрузку можно снизить за счет социальных обязательств...

Ирина Мучкаева: А как это сделать? Про обязательства, возложенные на нас на федеральном уровне, мы даже не говорим — они предусмотрены федеральным же законодательством. Что касается мер социальной поддержки, стипендий, социальных выплат, установленных региональным законодательством, то здесь есть определенный ресурс для оптимизации. В целях повышения их эффективности и результативности планируется внедрение критериев «нуждаемости» и «адресности», основы для которого заложены Федеральным законом. Это позволит сохранить поддержку реально малообеспеченных слоев населения, и уйти от ее распределения по формальному признаку людям с официально низкими, но реально вполне неплохими доходами.

— Большие сомнения высказываются относительно политики по сокращению долга области. Коммунист Камнев, голосовавший против бюджета, в частности сказал: «Может быть, не нужно было в таком количестве отдавать денежные средства банкам, гасить основное тело долга? Может быть, достаточно было погасить проценты? […] Понятно, когда денег много, то можно. А когда денег нет..»

Ирина Мучкаева: Меры, принимаемые правительством области по сокращению государственного долга, обусловлены условиями соглашений, заключенных с Минфином России в 2014-2016 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета (по ставке 0,1% годовых) на замещение дорогостоящих коммерческих заимствований и рефинансирование ранее привлеченных бюджетных кредитов из федерального бюджета (по ставке 4,125% годовых, 2,75% годовых), что позволило региону снизить расходы на обслуживание долговых обязательств.

К 1 января 2020 года доля общего объема долговых обязательств Пензенской области должна составить не более 55%, в том числе по рыночным заимствованиям — не более 50%, дефицит бюджета — не более 10% от общего объема доходов бюджета Пензенской области без учета безвозмездных поступлений.

— Ну и последнее на этот раз, какая работа проводится в области по увеличению собственных доходов?

Ирина Мучкаева: В 2013 году был утвержден План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Пензенской области на 2013-2018 годы (ознакомиться здесь), в котором предусмотрены мероприятия по увеличению доходов бюджета, оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и снижению долговой нагрузки.

В числе мероприятий по увеличению доходов — меры по снижению недоимки по налоговым платежам в бюджет, повышению собираемости штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, выявлению неиспользуемого имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, легализации теневой заработной платы и теневого бизнеса.

Оптимизация расходов проводилась за счет сокращения численности государственных гражданских служащих, оптимизации сети учреждений и численности работников бюджетной сферы и, соответственно, расходов на содержание органов государственной власти и бюджетных учреждений, а также других расходов.

В результате реализации таких мероприятий за последние три года и истекший период текущего года в областной бюджет привлечено дополнительных ресурсов на сумму более 10 млрд. руб., а также впервые снижена долговая нагрузка бюджета Пензенской области на 69 млн. руб.

Источник фото: Официальный сайт правительства Пензенской обл.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи