Исторический шанс Вадима Супикова. Часть 1
Что Вам представляется при слове «корпорация»? Сверкающие стеклом и бетоном корпуса заводов? Просторные офисы полные молодых энергичных людей с горящим в глазах деловым огнем? Логистические центры, в которых ежеминутно обмениваются грузом бесчисленные фуры и железнодорожные составы?
Только не в Пензе, господа. Совершенно иные реалии скрываются, например, за громким названием Акционерное общество «Пензенская областная агропромышленная корпорация» (АО «ПАОПК»). Корпорация по-пензенски ― это ряды палаток торговцев-частников, микроскопические парковки, на которых пытаются уместиться сотни автомобилей, ларьки с шаурмой и коллапсирующий в рое маршруток и автобусов центр полумиллионного города. Корпорация по-пензенски ― это Центральный рынок.
Знают даже дети
В мире компьютерных игр есть такой жанр ― градостроительные симуляторы. Как правило, их целью является достичь определенного уровня благосостояния вверенного игроку населенного пункта. Это может быть современный мегаполис, древнеримское поселение или карликовое государство на тропическом острове.
Но закономерности геймплея везде схожие: самые благополучные, развитые районы развиваются рядом с театрами, школами, садами. Но стоит рядом появиться рынку, складу, порту или другому подобному объекту ― и сразу район приходит в упадок. Такой вот парадокс: городу в целом предприятия нужны, но соседствовать с ними не хочется никому.
Задачи игрового и реального миров удивительно похожи. Пензенский Центральный рынок в этом смысле кажется своего рода феноменом. Доводов против него масса.
Он разрушает потенциально симпатичное лицо областного центра: уже, кажется, все признали, что базар между областным театром, центральной набережной и площадью перед домом правительства — это нонсенс.
Он парализует транспорт: ни для кого не секрет, где затянут гордиев узел пензенских пробок.
Он, в конце концов, есть просто нерациональное использование территории: существует множество вариантов объектов, которые могли бы с пользой для города быть размещены на месте, которое сегодня занимают торговые ряды. На «Пензе-онлайн» об этом говорилось не раз, поэтом не будем на этом останавливаться слишком подробно.
Но раз рынок продолжает существовать, для этого должны быть причины. Их-то мы и попробуем отыскать.
«Эффективность» и «привлекательность»
В человеке, как известно, все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и далее по списку. То же самое ― увы, с сарказмом ― можно сказать и про наш Центральный рынок. В виртуальном мире «Агропромышленная корпорация» выглядит еще менее презентабельно, чем вживую. Угадайте, сколько страниц содержит в себе сайт Корпорации?
Одну. Желающие могут убедиться, пройдя по ссылке. Благо, что иначе туда попасть затруднительно: «сайт» даже поисковиками не особо индексируется. Что, в общем-то справедливо, потому что никакой дельной информации найти там нельзя. Например, годовых отчетов акционерного общества. О них отдельная история.
Раскрывать информацию в форме годового отчета акционерные общества обязаны согласно п. 70.1 ПоложенияБанка России № 454-П от 30.12.2014«О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Законодатель предусмотрел, что не каждый эмитент акций располагает достойным сайтом. И определил перечень Интернет-ресурсов, где подлежащие публикации данные могут быть размещены. Интерфакс, Прайм-ТАСС и другие, всего пять штук. Но ни на одном мы не смогли найти годового отчета, новее 2014 года.
Чем объяснить сие, и кто виноват, мы не знаем ― впрочем, пусть это выясняют другие структуры. Мы же продолжим поиск ответов на наши вопросы.
Итак, согласно годовому отчету за 2014 год, деятельность Корпорации направлена на повышение:
• Эффективности использования государственной собственности в области
• Инвестиционной привлекательности региона, обеспечение эффективного взаимодействия Правительства Пензенской области и инвесторов[…], организации торговых мест.
Сразу же встает вопрос, уже поднимавшийся нами недавно: как оценить названныеэффективность и привлекательность? И как оценить роль конкретно Центрального рынка в их текущем уровне? Хотя бы косвенно прояснить это могли бы ключевые показатели эффективности общества, но и их нам найти не удалось. Поэтому вернемся к тому, что есть в наличии.
Любопытен пункт отчета под названием «Основные конкурентные преимущества Общества»:
• Государственная поддержка инвестиционных проектов
• Государственные гарантии инвесторам
• Выгодное географическое положение и транспортная доступность
• Региональное инвестиционной законодательство
• Общие цели региона и Общества
Во-первых, сразу встает вопрос: а с кем Центральный рынок конкурирует? Если с другими торговыми площадями, то с какими именно? Конкурент палаточного городка ― это, например, «Красные холмы», которые явно эту конкуренцию выиграют. Если с другими городами, то является ли само по себе существование рынка преимуществом? Вряд ли.
Во-вторых, почему названные пункты являются преимуществами рынка? Опять же, если речь идет о внутренних пензенских конкурентах, то это явно их общие преимущества. Если о соперничестве с другими регионами, то любопытно, можно ли считать вышеизложенное изобличением соседних областей и республик в отсутствии общих целей, государственной поддержки, государственных гарантий с их инвесторами?
Придираться, на самом деле, можно долго и попунктно. Но мы затеяли наше исследование отнюдь не с тем, чтобы поерничать над плохо проведенной бюрократической работой.
И снова о бухгалтерии
Настало время обратимся к данным бухгалтерии, полученным с через систему СБИС:
На первый взгляд все, вроде бы ровно. После превращения в акционерное общество из унитарного предприятия в 2014 году был небольшой провал по финансовым результатам, потом постепенно стали набирать. Как и надлежит, в общем-то любому предприятию, ибо в соответствии с п 3.1 Устава «Основной целью Общества, как коммерческой организации, является получение прибыли».
Но, как известно, все познается в сравнении. Коли нет у нас официальных мерил эффективности Центрального рынка, создадим их сами.
Вот оценка средней зарплаты пензенцев в текущем году. 20 900 рублей. Не самая большая в федеральном округе, но не о том речь. За год средний житель области зарабатывает 250 800 рублей. А чистая прибыль Корпорации составила 386 000 рублей в 2016 году и 455 000 в 2015. То есть, если, например, штат сотрудников АО «ПОАКП» увеличится на полторы единицы, то работать она будет, при хороших раскладах, в ноль.
Также не показала существенного прироста ни одна группа активов.
Конечно, любой бухгалтер скажет, что прибыль зависит от того, как посчитать. Но приведенные выше цифры ― это официальные данные. Исходя из них область может (точнее, не может), например, получить доход в виде дивидендов. Или обосновать задачи, которые ставит на будущие периоды перед руководством подшефной Корпорации.
Продолжение следует...
Источник фото: с официального портала Центрального рынка