11° ... 11°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Интервью с Олегом  Шаповалом. Время чиновников от промышленности не пришло
Владислав Беляков
Владислав Беляков
А мы продолжаем разговор о том, как себя чувствует пензенская промышленность, о важнейших задачах, ближайших перспективах и текущих проблемах.

4.jpg

Не меняйте правила во время игры


— В стране поставлена задача — в течение ближайших 15 лет создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Что вы скажете по этому поводу?

— Декларация о рабочих местах — это, конечно, хорошо. Но никто не объяснил, как их создавать, и где. Как это сочетать с общим курсом промышленности на высокотехнологичное производство? Что мне в данном случае делать? Купить один современный станок с ЧПУ и быть на волне модернизации или не покупать станок, а вместо этого трудоустроить 15 высококвалифицированных фрезеровщиков?

Тут воочию виден конфликт интересов. Сегодня все призывы развивать в стране промышленное производство напоминают мне задание типа «пойди туда, не знаю, куда, и принеси то, не знаю что». При этом, чтобы получилось что-то качественное, импортозамещающее… И чтобы налоги росли.

Вроде бы врагов у промышленности в России нет. Но, видимо, сказывается отсутствие квалификации в управлении промышленностью. Вертикаль выстроена хорошо. Холдинговые предприятия работают стабильно. Но если при сегодняшнем отношении к промышленности мы заглянем на несколько лет вперед — увидим сплошные огромные пузыри из высокоэффективных предприятий с хорошими заказами и зарплатами в структуре этих холдингов, работающих на оборонку. А между ними будет вакуум. Наверное, это неправильно. Более того, это не устроит и крупных игроков. А как же вопросы кооперации, аутсорсинга, специализаций?

Нам пытаются преподнести деньги Фонда поддержки промышленности, которые якобы должны реструктуризировать нашу промышленность. Замах делается большой. Но эффективности нет. Слава Богу, что с региональной властью мы разговариваем на одном языке. Нужно отдать ей должно — она делает все возможное, чтобы помогать промышленности. Жаль, что у региональной власти недостаточно инструментов. Их не дал закон о промышленной политике. Слишком жестко выстроена вертикаль власти.

Если говорить на понятийном уровне — ну не должен я ездить за преференциями и льготами в Москву. Там меня знать не знают. Региональным властям все видно, но у них нет возможности мне помочь. Хотя критерий может быть простым. Приведете ли вы своего сына работать на мое предприятие? Если да — дайте этому предприятию преференции и льготы. Если нет — не давайте.

Примерно так работает китайская промышленность — на понятийных вещах. Там деньги предприятиям дают на региональном уровне. Никто не ездит за преференциями в Пекин, как мы в Москву. Решается все донельзя просто. Деньги распределяет, условно говоря, некий совет старейшин — самых уважаемых в регионе людей. Они заранее знают, что вот этот — плохой руководитель. Украдет или прогорит. Ему ничего давать нельзя. И не дают. А этот — хороший. Ему можно денег дать. Поэтому там все быстро и хорошо развивается. Механизм очень простой. Правда, они за взятки расстреливают…

Теперь что касается фискальной нагрузки на промышленность. Здесь правила зачастую меняются в ходе игры. У Льюиса Кэррола есть глава в «Алисе в стране чудес», в которой рассказывается, как две команды профессионалов играют в футбол, а четыре человека, стоящие у штанги, время от времени двигают ворота с места на место.

Вопрос — какая команда выиграет, если никому не ведомые правила определяют «воротчики»? Это напоминает мне нашу ситуацию с налогами. Выигравших нет. Футболисты расстраиваются, что у них ничего не получается. А тем ребятам, которые двигают ворота, вообще не до футбола. Они искренне не понимают правил, по которым эти 22 человека носятся по полю с мячом.
Без решения этих проблем мы утонем в разговорах.

6.jpg

Завод больше не жупел


— Но не все же так пессимистично?

— Повторюсь: благодаря нашей связи между промышленностью, властью и профсоюзами, мы добились роста. Мы выглядим лучше, чем в среднем по стране. В передовиках по округу, и в передовиках по России.

Вселяет надежду налаживающийся диалог пензенских промышленников с вузами. Это касается и обучения студентов у нас на предприятиях, и реальных, не оторванных от жизни, дипломных проектов. Ситуация взаимоотношений восстанавливается. В обществе пришло понимание значимости больших предприятий и больших коллективов в формировании личностей-профессионалов.

В начале нулевых годов завод был этаким жупелом. Если уж никуда не взяли, человек шел на завод. Сегодня этого уже нет. По многим должностям люди стоят в очереди, чтобы трудоустроиться на производство. Особого кадрового голода нет. Есть некоторая нехватка высококвалифицированных специалистов. Но это мы расхлебываем последствия 20-летней «заморозки» производственных отношений.
Власть, высшая школа и мы не жалеем времени, чтобы заниматься с молодежью. Это вселяет в нас оптимизм.

Многие нам не поверят, но мы чувствуем, что в стране должным образом заработали антикоррупционные законы. Раньше ты не просто должен был сделать качественный продукт, но еще и найти какие-то подковерные пути, чтобы вывести его на рынок. Практически исчезла необходимость давать откаты и пробивать дорогу «под ковром». Игра стала более честной. Это большой плюс.

Еще один серьезный момент. Сейчас для нас активно открываются зарубежные рынки. Они чрезвычайно сложные. Тут не только цена и качество. Но и сертификация, лицензирование продукции… Региональная власть помогает нам в этом направлении. Продвигает пензенские предприятия в ходе бизнес-миссий.

Немаловажную роль здесь играет губернатор. Как только разговор с зарубежными партнерами начинается на уровне первого лица региона — значительно ускоряется весь процесс, и проще достигается точка выхода на рынок. На это тоже нужны немалые финансовые средства — на участие в зарубежных выставках, бизнес-миссиях, работу с документацией. За рубежом другие порядки, и другой рынок. Наш российский рынок — это река-речушка. Мировой рынок — океан.

Главное, что мы видим желание власти нам помочь.

1 (1).jpg

Кумулятивный эффект


— В этом году создан региональный фонд поддержки промышленности, в него заложено 100 миллионов рублей. Вы говорите, что эти деньги — капля в море. Как, по вашему мнению, наиболее рационально и эффективно их распределить между промышленными предприятиями Пензенской области?

— На мой взгляд, не может идти речи о том, чтобы раздробить средства или же дать их одному предприятию. Расскажу, какой путь будет более эффективен в сегодняшнем срезе. Это мое личное мнение, о котором я, кстати, докладывал губернатору. Мы говорим о модернизации. Процентная ставка в банках, как я уже говорил, не позволяет нам отработать кредитные ресурсы. Повлиять на банки и заставить их снизить проценты мы тоже не можем.

Но дотация в размере кредитной ставки многих поддержит. Пусть даже не полная дотация, а позволяющая снизить ставку банка до 2-3 процентов. Тут все четко и понятно. Предприятие тратит свои деньги на модернизацию производства, вводит мощности. Покупает станки, оборудование.

Если мы направим эти 100 миллионов рублей на компенсацию кредитной ставки, при этом поставив условие — покупать станки у пензенских производителей (неплохие станки делают ПО «Старт», ООО «СтанкоМашСтрой»), получим хороший кумулятивный эффект.

Если в ходе модернизации требуется реконструкция помещения — тоже ставим условие: заключать контракт с пензенскими строительными организациями. Деньги на переобучение тоже должны пойти нашим вузам.

Мне кажется, получается простой путь. Давайте выберем предприятия, которые исправно платят налоги, имеют перспективы, и ограничим Фонд этими предприятиями. И пусть не обижаются заводы, интегрированные в федеральные холдинги. У них своих денег на перевооружение достаточно, у них есть богатые «родители». Надо посмотреть те предприятия, у которых нет такого «папы». И компенсировать им процентные ставки по кредитам в рамках программ по модернизации производств.

Я думаю, что можно принять по этому поводу региональный закон. Тут мы, как говорится, совместим коня и трепетную лань — пойдет софинансирование программы перевооружения предприятий, а деньги при этом останутся в регионе.

Понятно, что в рамках одного предприятия этих денег мало. А для стимулирования внутреннего инвестора с помощью компенсации процентных ставок — сумма приличная. Наша промышленность не в той ситуации, чтобы отказываться даже от рубля. Так что за любую помощь нужно благодарить.

Время чиновников от промышленности не пришло


— Вы говорили о недостатке квалификации в управлении промышленностью. Как у вашей Ассоциации складываются отношения с региональным курирующим отрасль министерством?

— Сегодня региональным чиновникам не позавидуешь. Чтобы каким-то образом соответствовать требованиям федеральной власти, им приходится ориентироваться в невероятном количестве федеральных программ, которые спускает центр. Причем, такое впечатление, что те, кто эти программы спускает, друг с другом даже не знакомы. Команда нашего министерства промышленности с этим потоком справляется. Я бы сказал, на оценку «хорошо».

Наверное, наступит время, когда в министерстве будут востребованы реальные производственники. Но пока еще это время не пришло. Кадровый голод профессионалов есть везде, и во власти тоже. В министерствах должны работать специальные люди, в которых от природы это заложено. Но промышленнику тяжело пойти в чиновники. Пока мы в обществе не выстроим вертикаль приоритетов промышленного производства, нечего нам там делать.

В свое время министром промышленности был большой профессионал-производственник. Технологов такого уровня в Пензенской области можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну и что? Мне кажется, что общество гораздо больше приобрело, когда он покинул кресло министра и вернулся в промышленники.

Еще раз говорю — так выстроена вертикаль. То, что у людей, работающих в министерстве, нет промышленного опыта — это, безусловно, недостаток. Но в сегодняшних условиях — условиях декларативного «тумана» на дороге промышленности — в министерстве нужны люди, которые будут этот беспорядок приводить в порядок. Для этого промышленником быть не обязательно.

Мы со стороны ассоциации поддерживаем наше министерство. Спросите любого директора. И к нашему мнению в министерстве прислушиваются. Вообще, по сравнению с другими регионами, пензенские власти уделяют промышленности больше внимания. Губернатор постоянно лоббирует наши интересы. Не проходит недели, чтобы он не посетил одно из наших предприятий. Он по своей инициативе ищет нам партнеров в зарубежных бизнес-миссиях. Мы люди русские, нас подтолкнуть нужно. И губернатор дает нам этот толчок…

От редакции

В ближайшее время портал «Пенза-Онлайн» при поддержке Ассоциации промышленников Пензенской области планирует рассказать о флагманах пензенской промышленности. Это будет цикл интервью с директорами предприятий, зарисовок из жизни заводчан, репортажей с реальных производств. Следите за нашими публикациями.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи